Французский джазовый коллектив «Remi Panossian Trio» выступит в пятницу, 13 ноября, в Приморской краевой филармонии. Музыканты – участники 12-го Международного джазового фестиваля. О том, чем французский джаз отличается от американского и как учат музыке во Франции, в преддверии концерта солист группы Реми Паноссян рассказал «Приморской газете».
– Реми, вы ни разу не были в России. Какие были первые ощущения, когда вам предложили выступить на Международном джазовом фестивале в Приморье?
– На самом деле на тот момент, когда мне предложили прилететь на фестиваль, я почти ничего не знал о Владивостоке. Поэтому оно звучало скорее как приглашение совершить удивительное и невероятное путешествие. А каждое путешествие – это возможность глубже узнать культуру чужой страны, познакомиться с новой аудиторией, другими музыкантами. Поэтому согласие было дано сразу. Кстати, нам очень не терпелось приехать сюда.
– Уже удалось оглядеться?
«Remi Panossian Trio» дали мастер-класс ученикам музыкальной школы №2 во Владивостоке.
– У нас пока все впереди (всего в коллективе трое музыкантов: Реми Паноссян, Максим Дельпорт, Фредерик Петипре. –«ПГ»). Но Максим с утра уже успел посетить городскую ярмарку на центральной площади и купить там банку икры. Фредерик, не теряя времени, отправился на железнодорожный вокзал, сфотографировался, узнал, сколько километров от Москвы до Владивостока. Понимаете, для французских туристов Транссибирская магистраль в России то же самое, что для вас, например, Лувр. Поэтому очень символично побывать на ее последней остановке, там, где завершается страна. В отличие от друзей, я, признаться честно, с утра спал.
– Американский джаз часто сравнивают с широкой американской улыбкой. Говорят, что он такой же захлестывающий и всеобъемлющий. А с чем, на ваш взгляд, можно было бы сравнить французский джаз? В чем его особенности и уникальные черты?
– Французский джаз – та же улыбка, только более счастливая. Ведь ей сопутствуют багет и красное вино. А, если серьезно, то и во Франции, и в Америке существуют десятки стилей джаза. И у каждого стиля свое особое настроение. Наш джаз я бы сравнил вот с чем. Все французы, когда встречаются, целуют друг друга в щеки. Это касается и мужчин, и женщин. И это так же естественно, как у вас здороваться за руки. Так вот этот жест, поцелуй в щеку, называется по-французски «бизу». Мы играем такой «бизу»-джаз. Теплый и очень приветливый.
– В России сложилась система трехступенчатого музыкального образования: школа искусств, колледж и консерватория. Во Франции также?
– У нас тоже есть музыкальные школы. Детей туда отдают примерно с семи-восьми лет. Но в отличие от русских школ там очень мало уроков. Поэтому те, кто серьезно хочет учиться музыке, уже с семи лет могут поступить в консерваторию. Нагрузка там огромная. По факту ученики отдают творчеству даже больше часов в неделю, чем обычным урокам.
Конечно, поступить в консерваторию можно и по окончании обычной школы. Но для этого все равно надо где-то успеть поучиться или брать хотя бы частные уроки музыки.
– Вы знакомы с русскими джазовыми музыкантами?
После мастер-класса музыканты пообщались с учениками в неформальной обстановке.
– Да, знаю талантливого контрабасиста Бориса Козлова. Он сейчас живет в Нью-Йорке. Знаю замечательно трубача Валерия Пономарева, который также работает в США. Многие русские музыканты уезжают работать в Америку и Европу. На мой взгляд, такая тенденция свидетельствует о том, что русские очень хорошо играют джаз.
– Существует мнение, что джаз – музыка думающих людей. И действительно джаз – жанр непростой не только для вокалиста, но и для слушателя. Можете ли вы с этим согласиться или это опровергнуть? Какая публика в основном собирается на ваших концертах?
– Люди любят говорить, что джаз – музыка для интеллектуалов. Но на наши концерты часто приходят поклонники и других стилей музыки. Рока, например. Но это не значит, что им не понравится наше выступление. В джазе можно услышать много роковых мотивов, знакомых мелодий. Поэтому, на мой взгляд, давно пора снять эту нелепую маркировку о том, что джаз существует только для каких-то особенных людей, академиков, эстетов или интеллектуалов.
– Если бы у вас было немного времени и возможность потратить его на встречу с кем-то из золотых легенд джаза, кого бы вы выбрали и какие вопросы бы задали?
– Безумно хотелось бы увидеть Дюка Эллингтона и Джона Льюиса. Но я не стал бы их долго о чем-то расспрашивать. Я бы просто сказал им «Спасибо». А потом… обязательно сыграл бы им свою музыку.