Легковые такси могут включить в систему страхования ответственности перевозчика, так называемой ОСГОП, действие которой сейчас распространяется только на пассажирские автобусы, поезда и самолеты. Если это произойдет, пассажиры смогут рассчитывать на большее возмещение полученного ущерба в любой аварийной ситуации (ОСАГО ограничивает их список). Несмотря на то что предложение о поправках в закон логично и понятно, таксисты и страховщики недовольны. Первые говорят, что дополнительная страховка увеличит финансовую нагрузку на компанию-перевозчика, а вторые утверждают, что такси разорит их компании.
Цифры
Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) в ближайшее время выступит с законодательной инициативой о включении такси в систему обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Специалисты уверены, что нововведение облегчит возмещение ущерба пассажирам такси в случае аварии. Союз страховщиков уже готовит предложение с изменениями в закон об ОСГОП. В случае принятия поправок пассажиры такси смогут рассчитывать на выплаты до 2 млн рублей по страховому случаю. Пока эти выплаты не превышают 500 тысяч рублей, и порядок их предоставления не в полной мере учитывает интересы пассажиров.
Закон об ОСГОП действует с 2013 года и запрещает перевозку пассажиров без обязательного страхования ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. На данный момент этот запрет касается компаний, использующих для перевозок людей автобусы, поезда, самолеты и другие виды транспорта, — все, кроме легковых такси и метро. Ответственность владельцев такси подлежит страхованию в рамках ОСАГО. Пассажиры такси, которые пострадали в результате ДТП, могут требовать получение страхового возмещения лишь в рамках «автогражданки». Это значит, что получить выплаты пассажир может только, если в аварии виноват водитель такси, но даже в этом случае за получение травмы ему выплатят до 500 тысяч рублей и не покроют вред, нанесенный багажу.
В ОСГОП страховым случаем для пассажира такси считается любой вред, причиненный пассажиру или его вещам, суммы выплат могут достигать до 2 млн рублей. Кроме этого, по закону об ОСГОП покрывается и вред, нанесенный багажу — в пределах 23 тысяч рублей.
Вице-президент Национального союза страховщиков Светлана Гусар рассказала «Приморской газете», что пришло время, когда пассажир такси, должен иметь те же гарантии, что и пассажир любого другого городского транспорта.
Тем более что такси уже стало его разновидностью. С каждым годом все больше россиян предпочитают таксомоторы автобусам. По данным Росстата, за последние два года популярность услуг легковых перевозчиков увеличилась в два раза. В 2015 году 27 млн россиян передвигались на такси, а в 2016 году таких людей стало уже 47 млн.
Число перевозчиков также выросло. В Приморье за последние годы на полную мощь вышел сервис «Яндекс.Такси», появился онлайн-сервис Gett (Gettaxi), также успешно работают «Максим», «Примтакси» и другие. Сколько компаний работают в таксомоторном бизнесе края, точно сказать трудно — специалисты называют цифру от 80 до 100.
Соответственно, случаи ДТП с участием такси растут с каждым годом. В 2015 году было 104 аварии, в 2016 году их количество увеличилось до 118, в которых четыре человека погибли и 145 получили ранения. Поэтому эксперты считают, что включение такси в список ОСГОП — решение своевременное и обоснованное.
Однако страховые компании противятся нововведениям. По данным одного из подразделений компании «АльфаСтрахование», во Владивостоке за последние полгода застраховано 23 автомобиля такси. Собранная со страховок сумма составляет около 183 тысяч рублей, а выплатить по аварийным ситуациям уже пришлось 2 млн рублей. Получается, что чистый убыток от страхования такси лишь в одном из районов столицы Приморья составил 1,87 млн рублей. Поэтому страховые компании считают, что перенос ответственности по такси из ОСАГО в ОСГОП лишь увеличит убыточность этого вида страхования. Впрочем, в компаниях видят выход из этой ситуации.
— Мы готовы взять на себя ответственность только в том случае, если получим контроль над соблюдением таксопарками нормативов по оказываемому сервису, медсостоянию водителей и других, — заявил «Приморской газете» официальный представитель «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.
Таксисты также недовольны распространением закона на их сферу услуг.
— В такси такой страховой инструмент, как ОСГОП сложно применить. Если крупное транспортное предприятие способно покупать эти пакеты, то для частных таксистов суммы будут непосильными, — рассказал «Приморской газете» пресс-секретарь сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников.
Эксперт уточнил, что нельзя считать, что пассажир сегодня никак не защищен. Действие ОСАГО распространяется и на водителей, и на пассажиров. Кроме этого, у многих компаний перевозчиков существуют, по его словам, свои системы компенсационных выплат пострадавшим пассажирам. Однако в этом случае регламент выплат остается на совести частной компании. И он ни в коей мере не подменяет закон, в котором права пассажира такси прописаны четко и внятно.