«Парусный спорт спас мне жизнь», — яхтсмен из Приморья Илья Ермаков

«Парусный спорт спас мне жизнь», — яхтсмен из Приморья Илья Ермаков

14:25 13 октября 2017
3127
0

Яхтинг — это не только неспешные прогулки по морю, но еще и серьезный спорт, где от ветра, смекалки яхтсменов и скорости судна зависит исходы регаты. Романтичные виды, плеск волн и атлантические закаты отходят для профи на второй план. Об акватории Владивостока, извинениях спортсменов и дружбе со стихией «Приморской газете» рассказал начальник гавани яхт-клуба «Семь футов» Илья Ермаков.

О победах 
 Яхтсмены представляют собой особую категорию людей. Для них море становится не только образом жизни, но и самой жизнью. Один из   ярких  примеров — яхтсмен в третьем поколении Илья Ермаков. Яхта ему знакома с трех лет, ее устройство — с десяти, а гонки мирового уровня — с шестнадцати. За плечами спортсмена десятки регат международного масштаба, бесконечные кубки и награды. 
 Недавно спортсмен со своей командой вернулся с  регаты Far East Cup в Китае, которая стартовала в китайском городе Циндао. Судна шли в Макпо (Корея). Регату провели во второй раз, и победу в обеих гонках одержала команда Seven Feet шкипера Ильи Ермакова. По плану, в следующем году гонка доберется до Японии, а в 2019-м (возможно, и на год раньше) на карте маршрута появится и Владивосток.  


— Гонка была непростой хотя бы потому, что мы преодолели более 300 миль не на своей яхте, ее предоставили организаторы, — подчеркнул Илья Ермаков. — У своей лодки знаешь каждый сантиметр: парус послушный, понимаешь, грубо говоря, за какую веревку дернуть. Плюс ко всему, Желтое море кишит рыбаками и сетками. Очень часто приходилось обруливать и думать не только о том, как финишировать побыстрее.

По словам Илья Ермакова, приморские спортсмены достойно выступают на соревнованиях любого уровня. В этом сезоне, например, особенно отличилась Мария Кислухина. Девушка завоевала золото на первенстве России по парусным гонкам среди спортсменок от 19 лет до 21 года, в общекомандном зачете взяла серебро.

О профессионалах
За сезон с мая по октябрь  во Владивостоке проводят около 30 профессиональных детских и взрослых регат, большинство устраивают в «Семи футах». Обычно спортсмены гоняют на лодках класса «Конрад 25». Их во Владивостоке более 30. По словам спортсмена, на них интереснее ходить, потому что они одинаковые и их много. Если гонщики ходят на яхтах разных классов, то их подгоняют под одну гребенку при помощи гандикапа. В зависимости от технических характеристик каждой яхте присваивается балл, который в дальнейшем учитывается при подведении результатов. После финиша фактическое время умножается на коэффициент яхты, и уже после этого расставляются места. Но метод расчета все-таки довольно субъективен, так что гоняться среди одинаковых яхт намного интереснее.

Кстати
У Ильи Ермакова две яхты — «Рок-н-Ролл» (класс Конрад 25Р) и «Кино» (Platu– 25). В команде — пять человек, одна из которых девушка. Погонявшись однажды с Анной Санниковой, спортсмен понял, что она ни в чем не уступает другим сокомандникам-мужчинам

Спортсмен сравнил яхтинг с «Формулой 1». Чем больше гонщики вкладывают в оборудование  сил и средств, тем большую отдачу получают. Однако «шлифовка» лодки — удовольствие не из дешевых. Один только комплект парусов для яхты «Конрад 25», который меняют раз в два года, «влетает» в пять тысяч долларов.
 

Спортсмен в третьем поколении Илья Ермаков

Яхтинг — тактический спорт. Выигрывает команда, которая лучше учтет специфику акватории, течение, фронт ветра. Акватория Владивостока в этом плане самая пригодная в России: приморские спортсмены готовы к перемене течения и ветра. Однако все может измениться в любую секунду, поэтому спортсмены обычно не пытаются предсказать, когда придут к финишу. Плохая примета.

— Если кто-то на борту считает, что скоро финиш, это к беде. Парусный спорт — вещь непредсказуемая, можно остановиться в шаге от финиша, если ветер вдруг поменяет направление. Был случай, когда переход от бухты Миноноска до Владивостока мы шли сутки, хотя обычно укладываемся в четыре-пять часов. Просто ветра не было.

У парусных гонок сотни правил: как в ПДД, только в пять раз толще и сложнее. Как минимум, спортсмены должны знать правила расхождения при встрече на воде. Право дороги имеет яхта, идущая правым галсом, ей уступает идущая левым. Если спортсмены понимают, что нарушили правила, то оправдываются. Конечно, по-морскому.

Илья Ермаков с командой (крайний справа)


— Яхтсмены, нарушив правило, делают один-два разворота на месте. Так мы извиняемся за нарушение правил. А вот если экипаж пошел дальше, то яхта, против которой нарушили правила, поднимает  красный флаг и подает протест, — рассказал Илья Ермаков. — На берегу протестовый комитет решает, кто прав. По результату протеста виновную яхту наказывают: или дисквалифицируют на эту гонку, или «награждают» штрафными очками. 

Несмотря на то, что профессиональные спортсмены соблюдают безопасность, в пути может случиться всякое. Например, мачта упадет и пробьет дно яхты. Тогда спортсмены должны быть готовы правильно среагировать.

Яхтинг может и спасти жизнь. Необычная история приключилась с командой Ильи Ермакова еще в юности. Команда пыталась попасть на Чемпионат мира в матчевых гонках. На регате разыгрывали единственную путевку, и шансы у молодых приморцев были объективно малы. Однако случилось чудо, и спортсмены выиграли в последнем старте. А ведь за проигрыш они бы поплатились жизнью.

— Мы финишировали на полкорпуса впереди соперников. Даже не рассчитывая на победу, еще перед стартом купили авиабилеты до Владивостока. Тогда, 15 лет назад, сдать их обратно было очень сложно. Если бы у нас не получилось их сдать, мы бы полетели домой на том самолете, потому что денег на еще одну поездку просто не было, — вспоминает Илья Ермаков. — Утром выяснилось, этот самолет разбился под Иркутском. Хоть чемпионат мира мы проиграли, это уже неважно. Теперь 3 июля всей командой празднуем второй день рождения.

О новичках
 Во Владивостоке работают три яхт-клуба: «Семь футов», «Навигатор» и «Алые паруса». Двери туда открыты детям и взрослым. Несмотря на то,   что парусный спорт доступен только летом, спортсмены занимаются круглый год. Зимой, например, юные яхтсмены подучивают теорию,   плавают в бассейне, как и взрослые, подготавливают свои суда к парусному сезону. Новички знакомятся с яхтой еще зимой. Через   полгода они могут управлять судном самостоятельно.
Отдавать ребенка в парусный спорт советуют с девяти лет. Причем первые несколько лет обучения, согласно европейской системе, должны быть организованы в форме игры. От ребят до 12 лет обычно не требуют серьезных результатов на соревнованиях. Тренерам важно привить любовь к морю и показать, как оно может сыграть на руку.

Со взрослыми сложнее. У них нет столько времени, чтобы «прокачаться» от новичка до профи. Для зрелых людей нет общей школы, но есть индивидуальные занятия. Спортсмены могут присоединиться к действующему экипажу или, например, купить яхту и собрать свою команду. Кроме того, в Приморье устраивают любительские регаты. Там спортсмены не просто отдыхают на яхте, но и соревнуются в гоночном режиме. Подобные гонки в «Семи футах» проводят на небольших и динамичных яхтах класса «Platu 25». Любители ходят на яхтах под руководством опытных спортсменов.

— Обычно мы собираем команды из пяти человек: шкипер нашего клуба руководит любителями. В итоге получается флот из 10-15 команд. В целях безопасности они ходят по упрощенной системе, без использования всех парусов, — уточнил начальник гавани. — Капитан распределяет задачи: кто каким парусом управляет, кто держит стаксель. Есть еще одна необычная, но важная задача — перебегать с борта на борт, чтобы откренивать яхту. Так она идет быстрее.

О мечтах
Спортсмен уже давно знает все тонкости парусного спорта. По словам Ильи Ермакова, короткие гонки ему больше по вкусу: они более динамичные. Регата через Атлантику длиной в четыре тысячи миль, признается Илья Ермаков, была скучной. За полмесяца пути спортсмены сделали только три поворота, в остальное время просто следили за ходом лодки.Однако есть в мире регаты и «повеселее». Например, всемирно известная гонка Volvo Ocean Race, где спортсмены пересекают пять океанов, пять континентов и 30 тысяч морских миль. 

— Volvo Ocean Race — это как «Формула 1», только в парусном спорте. Чтобы принять в ней участие, нужна не только серьезная подготовка, но и огромные деньги спонсоров. Мне бы хотелось попробовать там свои силы в команде. Несколько лет назад в этой престижной регате принял участие российский экипаж. Но яхта не дошла до финиша из-за нехватки финансов, — отметил спортсмен. — В то же время мне бы хотелось отправиться со своей семьей в кругосветку, останавливаясь в разных странах. Как-то я познакомился с пожилой парой из Швейцарии, для мужчины это было уже четвертое путешествие вокруг света. Глядя на таких людей, я верю в свою мечту еще больше.

Самой известной и популярной регатой в мире считается Кубок Америки. Регату, как и Олимпиаду, проводят раз в четыре года. Это матчевая регата между страной-победительницей прошлой регаты (ее называют защитником) и отобранным экипажем. Примечательно, что команда-защитник диктует правила игры, выбирая, на лодке с какими параметрами пройдет регата. Соперники не встречаются до начала регаты и держат свои яхты в секрете друг от друга. Счет ведется до девяти побед, между схватками у экипажей есть время улучшить свою яхту. На этой регате разворачиваются настоящие драмы.

Реванш
В этом году новозеландцы взяли реванш за досадное поражение и забрали Кубок Америки у американцев

Жаркая битва развернулась на Кубке Америки в 2013 году между Новой Зеландией и США. Америка защищала титул, а соперники, соответственно, пытались его отобрать на катамаранах класса AC72. Первая встреча показала, что новозеландцы шли на узел быстрее американцев. Как американцы ни старались «подрихтовать» свое судно, все было тщетно. И на решающей гонке со счетом 8:0 америнканцы сделали невозможное. Мало того, что их яхта оказалась на узел быстрее и одержала первую победу, так она еще и умудрилась забрать остальные 8. Таким образом, Америка выиграла Кубок Америки со счетом 9:8.

Парусный спорт, говорит Илья Ермаков, не отпускает. Казалось бы, за 28 лет спортивной карьеры море могло бы и надоесть, но спортсмен готов на новые свершения. В конце октября он отправится на регату China Cup в Китай. Всем, кто хочет попробовать, спортсмен советует: не откладывайте и воплощайте свои мечты.

— Я никогда не смогу лежать на пляже и загорать, потому что для меня яхтинг и есть отдых. Мне очень повезло, что парусный спорт стал моей работой и делом всей жизни, — заключил яхтсмен из Владивостока Илья Ермаков. — Море — очень красивая и непредсказуемая стихия. И где, как не во Владивостоке, с ним подружиться? 

Словарь яхстсмена
Галс — расположение судна относительно ветра. Левый галс — ветер дует в левый борт, правый галс — ветер дует в правый борт
Лавировка — движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса
Мористее — выражение, указывающее, что судно или плавающий предмет находится дальше от берега чем кто-либо другой. К примеру, фраза «пойдем мористее» означает «пойдем дальше от берега в открытом море»
Спинакер — большой легкий передний парус, используется при попутном ветре
Румпель — рычаг у руля для управления им
Источник: vartanteam.com

Анастасия Добровольская

Комментарии


Авторизуйтесь с помощью соц. сетей