Наталья Румянцева: «Анестезиолог — это мужская профессия»

13:20 06 апреля 2018
7424
4
alt=

В свое время Гиппократ говорил, что врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва. Современные специалисты добавляют, что жизнь и здоровье пациента зависят от профессионализма и умения быстро принять верное решение. Врачи анестезиологи-реаниматологи ежедневно встречаются с пациентами, которые буквально оказываются между жизнью и смертью. О том, почему  эта профессия считается мужской, какой риск есть у пациентов, которым вводят наркоз, и в каких случаях  даже роженицам следует обязательно делать анестезию, «Приморской газете» рассказала заведующая отделением анестезиологии и реанимации роддома № 3 Владивостока Наталья Румянцева.

— Наталья Викторовна, все знают, что акушеры принимают роды, а хирурги оперируют. При этом анестезиологи-реаниматологи по каким-то причинам незаслуженно отходят на второй план. А ведь без них не обходится ни одна операция. Расскажите, пожалуйста, что делают такие врачи?
— Действительно, ни один родильный дом и ни один многопрофильный стационар не сможет обойтись без службы анестезиологии и реанимации. Анестезиологи-реаниматологи — врачи, которые, во-первых, обеспечивают анестезиологическое пособие пациентам во время операции, а во-вторых, выхаживают пациентов в отделениях реанимации в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. Эти две функции уже обозначены в самом названии специалиста.
В нашем родильном доме № 3 служба анестезиологии и реанимации появилась в далеком 1969 году. Она была первой среди учреждений родовспоможения Владивостока. Больше ни в одном роддоме города такой службы не было, поэтому анестезиологи роддома №3 оказывали медицинскую помощь пациентам во всех акушерских стационарах. Днем и ночью, в снег и дождь они отправлялись по вызову туда, где в них нуждались больше всего. Врачи проводили наркозы во время операции «кесарево сечение», спасали рожениц с массивными  кровотечениями и другими тяжелыми осложнениями… Постепенно свои службы анестезиологии и реанимации появились во всех родильных домах Владивостока, но мы так и остались первопроходцами.

— Наверняка требуется стальная выдержка, чтобы оказать помощь человеку с сильным кровотечением или судорогами?
— Выдержка требуется, несомненно. А еще требуется хладнокровие. Недаром всегда считалось, что врач анестезиолог-реаниматолог — мужская профессия. И действительно порядка 80% таких специалистов — мужчины. Думаю, это вызвано тем, что работа подразумевает аналитический склад ума, способность быстро мыслить, моментально принимать правильные решения. Понимать последствия своих действий, просчитывать их так, как шахматисты просчитывают игру — на десятки ходов вперед. А в критической ситуации уметь собраться, отодвинуть все эмоции на второй план. Порой это, правда, бывает очень сложно.

— С какими пациентами вам приходится работать по долгу службы?
— В родильном доме № 3 Владивостока пациентками врачей анестезиологов-реаниматологов в основном становятся женщины детородного возраста. В настоящее время индекс здоровья населения очень низкий, и поэтому женщины даже молодого возраста имеют ряд соматических  заболеваний. В этой связи главная задача специалиста — оказать грамотную помощь пациентке и при необходимости провести обезболивание в родах в соответствии с ее общим состоянием и имеющимися заболеваниями. Некоторые женщины не могут самостоятельно справиться с болью во время родов, и задача анестезиолога — помочь им пережить этот достаточно болезненный процесс, то есть обеспечить тот или иной вид обезболивания с учетом пожеланий будущей мамы.
Ввиду того что в структуре нашего медицинского учреждения присутствует гинекологическое отделение, к числу наших пациенток относятся не только молодые женщины детородного возраста, но и пациентки постарше, пожилого и даже старческого возраста. У таких больных, как правило, уже есть сопутствующая соматическая патология. К примеру, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, перенесенный инфаркт миокарда и острое нарушение мозгового кровообращения в анамнезе. В любом случае, какая бы патология ни была, анестезиолог должен предвидеть все возможные осложнения и постараться их предотвратить.



— Будущим мамам вы рассказываете о тонкостях анестезии перед родами?
— Конечно. Причем многие женщины сами записываются на консультации. Они видят телефон на официальном сайте роддома, звонят, спрашивают: «А можно прийти?» Кто-то просто приходит в приемное отделение и просит пригласить специалиста. Мы никому не отказываем в такой просьбе. Со всеми встречаемся, беседуем, отвечаем на вопросы. Причем среди посетительниц, наряду с пациентками нашего учреждения есть и те, кто наблюдается в других медицинских организациях Владивостока и Приморья.

Во время консультации в первую очередь мы расспрашиваем женщин о здоровье. Это важно, поскольку обезболивание в обязательном порядке нужно проводить тем пациенткам, у которых, как я уже говорила, есть какие-либо соматические патологии. К примеру, заболевание сердечно-сосудистой системы, пороки сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма. Таким роженицам нельзя допускать болевого синдрома, поэтому им и нужна анестезия.


— Высокое давление тоже опасно при родах?
— Очень опасно. Может произойти преждевременная отслойка плаценты, развиться кровотечение, произойти кровоизлияние в головной мозг, могут начаться судороги. Этого нельзя допустить. Поэтому такие роды ведутся совместно акушером и анестезиологом с тщательной оценкой состояния, коррекцией артериального давления и своевременным адекватным обезболиванием.

— Не вредно ли обезболивание во время родов для ребенка?
— Нет. Ничего плохого в том, чтобы обезболиваться во время родов, нет. Если речь идет об эпидуральной анестезии, то она на 100% безопасна для ребенка. Препараты, которые применяются во время эпидуральной анестезии, блокируют проведение болевого импульса по нервным окончаниям, не поступая в системный кровоток мамы и организм ребенка через плаценту. Эпидуральная анестезия не несет никакой опасности для женщины и ее малыша. Более того, в некоторых случаях она даже показана. Например, пациенткам с высоким давлением и при преждевременных родах.

— Если анестезия расслабляет мышцы, не мешает ли это тужиться будущей маме?
— Такого риска нет. Возможно, он существовал прежде, когда еще не было современных препаратов. Применявшиеся ранее средства вызывали моторный блок, и женщина, несмотря на желание тужиться, делать этого не могла. Сегодня существуют препараты нового поколения, которые не вызывают моторного блока, а обладают только анальгетическим, обезболивающим эффектом. То есть исчезает исключительно ощущение боли, способность же к сокращению мышц остается.

— Вы со всеми пациентками решаете заранее, будете ли делать анестезию или нет?
— С некоторыми пациентками вопрос об обезболивании решается заранее. Это, как правило, плановые операции или запланированные роды по поводу осложненной беременности.

Но акушерство — это в большей степени экстренная служба, и вопрос о проведении анестезии может возникнуть в любое время. Независимо от того, экстренная эта ситуация или плановая, анестезиолог всегда беседует с пациенткой, оценивает ее состояние и выбирает оптимальный вид анестезии с учетом желания роженицы.


— В начале беседы вы говорили также, что врачам анестезиологам-реаниматологам приходится выхаживать пациентов. В каких случаях это требуется?
— Во всех случаях, когда пациенты находятся в тяжелом состоянии. Если это акушерский стационар, то пациентами врачей реаниматологов являются женщины с массивными кровопотерями, пациентки с тяжелой соматической патологией, нередко в стадии декомпенсации и другими тяжелыми осложнениями беременности и родов. Что касается многопрофильных стационаров, то это пациенты с сепсисом, большими кровопотерями, черепно-мозговыми травмами, ожогами третьей и четвертой степени, инсультами, инфарктами, сердечной недостаточностью, множественными травмами после ДТП или падения с высоты. Всеми этими пациентами, как только они поступают в клинику, занимаются как раз врачи анестезиологи-реаниматологи. И нужно обладать недюжинными знаниями, чтобы пациента с любой патологией вернуть, насколько это возможно, к полноценной жизни. Ведь никогда не знаешь, кто через минуту поступит в твое отделение. Поэтому так важно владеть информацией из разных областей медицины.

— Наталья Викторовна, анестезиолог-реаниматолог — сложная и ответственная профессия. Спустя годы вы не пожалели, что когда-то решили стать таким врачом?
— Я в своей профессии нисколько не разочаровалась. Много раз я ловила себя на мысли, что если бы сегодня мне, как и 20 лет назад, предложили снова сделать выбор после окончания медицинского института, я бы снова выбрала специальность врача анестезиолога-реаниматолога. Настолько мне нравится моя работа. Она ничуть мне не наскучила, у меня не поменялось отношение к себе, к коллегам, к пациентам. Скорее, пришло понимание того, что мы нужны людям и спасение многих жизней зависит от того, будем ли мы находиться рядом. Эта мысль помогает идти вперед.

СПРАВКА «ПГ»:
В 2017 году в роддоме № 3 г. Владивостока появились на свет 2 498 детей: 1 297 мальчиков и 1 201 девочка. 742 ребенка родились после операции кесарева сечения


 

Наталья Шолик

Комментарии

Анна

6 апреля 2018, 18:47
Знакома лично с Натальей Викторовной. Работала с ней и обращалась будучи беременной. Специалист отличный. Человек замечательный! Побольше бы таких врачей!

Татьяна

6 апреля 2018, 18:55
Замечательный роддом и врачи, работающие там!!! И анестезиологи молодцы, помогли мне хорошо родить!!!

Ната

6 апреля 2018, 19:45
Низкий поклон акушерам - гинеколагам и анестезиологам 3 - го родильного дома! Дай Бог крепкого здоровья на долгие - долгие годы! Вот где поистине святой труд!

Павел

7 апреля 2018, 02:03
Ничто не будоражит мысли иниенсивиста,как критическое расстройство жизнедеятельности пациента.

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление