Навстречу ВЭФ: Порто-франко возвращается в Приморье

22:46 31 августа 2015
5961
0
alt=

Владивосток, а вместе с ним и другие действующие и проектируемые морские ворота юга Приморья, и даже главная воздушная гавань края, получили статус «вольного порта». Закон, вступающий 12 октября, предлагает целый пакет либеральных мер и позволит превратить юг Дальнего Востока в динамично развивающийся, оживленный торговый узел. За 10 лет ВРП Приморья в результате введения режима порто-франко вырастет в 2,2 раза, до 1,4 трлн рублей, уверены авторы проекта.

Гавань для инвестора

Идею возродить порто-франко, то есть режим свободного порта, существовавший на Дальнем Востоке в XIX веке, менее года назад в Послании Федеральному Собранию высказал Владимир Путин.

– Инвесторы получат уникальные возможности для работы на российском рынке, и что важно, выгодный плацдарм для прямого выхода на емкий растущий рынок АТР, – заявил президент на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в июне.

О МОРСКИХ ПОРТАХ
Крупнейшие морские порты Дальнего Востока находятся в Приморском крае. По данным Ассоциации морских портов России, порт Восточный переработал за 2014 год 57,8 млн т (+19,7%), Находка — 20,7 млн т (+13%), Владивосток — 15,3 млн т (+5,3%), Посьет — 6,7 млн т (+18,8%). За семь месяцев 2015 года Восточный перевалил 37,8 млн т (+14,8%), Находка — 12 млн т (-1,8%), Владивосток — 7,2 млн т (-20,7%), Посьет — 3,7 млн т (-14,8%). В Приморском крае создаются новые перевалочные мощности, это, в частности, «Большой порт Зарубино», «Порт Вера», «Порт Суходол».

– Оболочка свободного порта состоит из двух больших преференциальных блоков. Первый блок – административные преференции: свободная таможенная зона, круглосуточно работающий пункт перехода, единое таможенное окно, получение виз непосредственно на границе. Второй блок – налоговые преференции: беспошлинный и безналоговый ввоз и потребление товаров, – охарактеризовал общий подход к принципам регулирования в свободном порту полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев.

Как считает глава Минвостокразвития Александр Галушка, режим свободного порта, прежде всего, послужит развитию транспортно-логистического и транзитного потенциала юга Приморья. Поэтому в законе отведено важное место вопросам пересечения границы участниками внешнеэкономической деятельности, созданию для приезжающих и выезжающих  режима «единого окна», возможностям предварительного декларирования грузов и товаров, оформлению визы прямо в аэропорту.

— Свободный порт — инструмент, позволяющий потенциал Приморья конвертировать в результат,— считает министр.

По мнению губернатора края Владимира Миклушевского, свободный порт в Приморье станет конкурентоспособным существующим режимам в АТР.

– Законопроект разрабатывался с привлечением большого количества экспертов, людей из бизнеса, в общей сложности в обсуждении закона приняли участие 750 человек. Я очень благодарен нашим коллегам из Минвостокразвития, потому что к этому вопросу мы с одной стороны подошли творчески, с другой – так широко обсудили, и мне кажется, что законопроект получился неплохим. Мы постарались использовать лучшие практики стран – «азиатских тигров», – отметил Владимир Миклушевский на Втором Дальневосточном МедиаСаммите.

Свободы резидентам

Режим свободного порта будет действовать на территории 15 муниципальных образований Приморского края. Это Владивосток, а также Артем, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, Спасск-Дальний и еще восемь муниципальных районов (Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский, Ольгинский) – вместе с акваториями их портов. Режим порто-франко планируется создать на 70 лет, этот срок может быть продлен.

Инфографика

Для резидентов свободного порта предусмотрены льготы в виде обнуления ставки налога на прибыль в течение пяти лет; льготный тариф страховых взносов (7,6 % против 30% при общем режиме), ускоренная процедура возмещения НДС – в течение 10 дней, беспошлинный ввоз, вывоз и хранение товаров, оборудования, сокращенные сроки рассмотрения и согласования проектно-разрешительной документации, уменьшение числа и сроков проверки. Кроме того, управляющая компания свободного порта может подавать иски в защиту резидентов. Иностранцы, прибывающие на территорию свободной зоны, в упрощенном порядке получат восьмидневную визу при прохождении пограничного и таможенного контроля.

Резиденты свободного порта  не должны быть участниками региональных инвестпроектов и иметь филиалы и представительства вне свободного порта. Также на преференции не смогут рассчитывать компании, которые уже пользуются льготами, предусмотренные режим особой экономической зоны (ОЭЗ) или территории опережающего развития (ТОР).

История вольностей

Порто-франко, то есть, в переложении с итальянского, «свободная гавань», впервые появился в итальянском Ливорно. Основные правила, согласно которым выгрузка, хранение, торговля иностранными товарами в «свободном порту» не облагается пошлиной, были выработаны Европой в XVI и XVII веках. Первое порто-франко на Дальнем Востоке появилось в начале XIX века. В 1828 году режим свободной торговли ввели на Камчатке, в 1856 году – в Николаевске-на-Амуре. С 1860-го, то есть после присоединения Приморского края к России, торговые привилегии получили новые порты в Японском море: Дуэ, Де-Кастри, Ольга, Владивосток. Фактически режим порто-франко распространялся на всю территорию Дальнего Востока до самого Иркутска, куда в 1861 перевели таможню из центральноазиатской Кяхты.

Строительство железнодорожной инфраструктуры, развитие местной промышленности, которая стала тяготиться присутствием иностранных товаров, а также опасения царского правительства потерять регион в противостоянии с Японией и западными конкурентами побудило отменить режим свободной торговли. В 1900 году порто-франко во Владивостоке и Николаевске-на-Амуре был закрыт, запрещен беспошлинный ввоз товаров в Приамурский край по сухопутной границе. К большинству грузов, поступающих через Дальний Восток, стал применяться общий таможенный тариф.

ОБ ОЖИДАНИЯХ
Результатом введения режима свободного порта станет рост валового регионального продукта Приморского края в 1,7 раза к 2021 году в сравнении с показателями текущего года (до 1,1 трлн руб.), к 2025 году — рост в 2,2 раза (до 1,4 трлн руб.), к 2034 году — в 3,4 раза (до 2,16 трлн руб.). Количество новых рабочих мест достигнет 84,7 тыс. к 2021 году, 108 тыc. — к 2025 году и 468,5 тыс.— к 2034 году. Прирост ВРП ДФО к 2025 году в результате реализации проекта может составить до 34% или до 1,97 трлн руб.

 

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление