Владивосток, а вместе с ним и другие действующие и проектируемые морские ворота юга Приморья, и даже главная воздушная гавань края, получили статус «вольного порта». Закон, вступающий 12 октября, предлагает целый пакет либеральных мер и позволит превратить юг Дальнего Востока в динамично развивающийся, оживленный торговый узел. За 10 лет ВРП Приморья в результате введения режима порто-франко вырастет в 2,2 раза, до 1,4 трлн рублей, уверены авторы проекта.
Гавань для инвестора
Идею возродить порто-франко, то есть режим свободного порта, существовавший на Дальнем Востоке в XIX веке, менее года назад в Послании Федеральному Собранию высказал Владимир Путин.
– Инвесторы получат уникальные возможности для работы на российском рынке, и что важно, выгодный плацдарм для прямого выхода на емкий растущий рынок АТР, – заявил президент на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в июне.
– Оболочка свободного порта состоит из двух больших преференциальных блоков. Первый блок – административные преференции: свободная таможенная зона, круглосуточно работающий пункт перехода, единое таможенное окно, получение виз непосредственно на границе. Второй блок – налоговые преференции: беспошлинный и безналоговый ввоз и потребление товаров, – охарактеризовал общий подход к принципам регулирования в свободном порту полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев.
Как считает глава Минвостокразвития Александр Галушка, режим свободного порта, прежде всего, послужит развитию транспортно-логистического и транзитного потенциала юга Приморья. Поэтому в законе отведено важное место вопросам пересечения границы участниками внешнеэкономической деятельности, созданию для приезжающих и выезжающих режима «единого окна», возможностям предварительного декларирования грузов и товаров, оформлению визы прямо в аэропорту.
— Свободный порт — инструмент, позволяющий потенциал Приморья конвертировать в результат,— считает министр.
По мнению губернатора края Владимира Миклушевского, свободный порт в Приморье станет конкурентоспособным существующим режимам в АТР.
– Законопроект разрабатывался с привлечением большого количества экспертов, людей из бизнеса, в общей сложности в обсуждении закона приняли участие 750 человек. Я очень благодарен нашим коллегам из Минвостокразвития, потому что к этому вопросу мы с одной стороны подошли творчески, с другой – так широко обсудили, и мне кажется, что законопроект получился неплохим. Мы постарались использовать лучшие практики стран – «азиатских тигров», – отметил Владимир Миклушевский на Втором Дальневосточном МедиаСаммите.
Свободы резидентам
Режим свободного порта будет действовать на территории 15 муниципальных образований Приморского края. Это Владивосток, а также Артем, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, Спасск-Дальний и еще восемь муниципальных районов (Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский, Ольгинский) – вместе с акваториями их портов. Режим порто-франко планируется создать на 70 лет, этот срок может быть продлен.
Инфографика
Для резидентов свободного порта предусмотрены льготы в виде обнуления ставки налога на прибыль в течение пяти лет; льготный тариф страховых взносов (7,6 % против 30% при общем режиме), ускоренная процедура возмещения НДС – в течение 10 дней, беспошлинный ввоз, вывоз и хранение товаров, оборудования, сокращенные сроки рассмотрения и согласования проектно-разрешительной документации, уменьшение числа и сроков проверки. Кроме того, управляющая компания свободного порта может подавать иски в защиту резидентов. Иностранцы, прибывающие на территорию свободной зоны, в упрощенном порядке получат восьмидневную визу при прохождении пограничного и таможенного контроля.
Резиденты свободного порта не должны быть участниками региональных инвестпроектов и иметь филиалы и представительства вне свободного порта. Также на преференции не смогут рассчитывать компании, которые уже пользуются льготами, предусмотренные режим особой экономической зоны (ОЭЗ) или территории опережающего развития (ТОР).
История вольностей
Порто-франко, то есть, в переложении с итальянского, «свободная гавань», впервые появился в итальянском Ливорно. Основные правила, согласно которым выгрузка, хранение, торговля иностранными товарами в «свободном порту» не облагается пошлиной, были выработаны Европой в XVI и XVII веках. Первое порто-франко на Дальнем Востоке появилось в начале XIX века. В 1828 году режим свободной торговли ввели на Камчатке, в 1856 году – в Николаевске-на-Амуре. С 1860-го, то есть после присоединения Приморского края к России, торговые привилегии получили новые порты в Японском море: Дуэ, Де-Кастри, Ольга, Владивосток. Фактически режим порто-франко распространялся на всю территорию Дальнего Востока до самого Иркутска, куда в 1861 перевели таможню из центральноазиатской Кяхты.
Строительство железнодорожной инфраструктуры, развитие местной промышленности, которая стала тяготиться присутствием иностранных товаров, а также опасения царского правительства потерять регион в противостоянии с Японией и западными конкурентами побудило отменить режим свободной торговли. В 1900 году порто-франко во Владивостоке и Николаевске-на-Амуре был закрыт, запрещен беспошлинный ввоз товаров в Приамурский край по сухопутной границе. К большинству грузов, поступающих через Дальний Восток, стал применяться общий таможенный тариф.