Концепции преображения приморской столицы разрабатывают специалисты Европы и Азии

12:36 01 февраля 2018
2298
0
alt=

Московское КБ «Стрелка» представило новые локации Владивостока, на которых планируется провести благоустройство городской среды. Урбанисты дают расширенный ответ на вопрос: «Какой станет архитектура краевого центра Приморья?». В течение всего 2017 года тема  переформатирования города стояла особо остро. В 2018-м, кажется, пришла пора «собирать камни», из которых будет возведен город-сад.  Готов японский мастер-план, заканчивают исследования и разработки в  московском КБ «Стрелка». Во многом проекты совпадают: есть много точек пересечения в анализе сильных и слабых сторон Владивостока. Два взгляда — из Европы и Азии — практически дают ответ на вопрос о том, какой должна быть концепция развития главного города Приморья. Эксперты уверены, что в ближайшей  перспективе эти две работы (российский дизайн-проект и японский мастер-план) будут реализовываться параллельно и с учетом требований генплана.

Из истории вопроса

Первыми об идее превращения Владивостока в город будущего заговорили японцы. На втором Восточном экономическом форуме премьер-министр Страны восходящего солнца Синдзо Абэ отметил, что главный город Приморья является идеальной моделью для того, чтобы на практике реализовать концепцию преображения рядового регионального центра в комфортный мегаполис. Владимир Путин идею поддержал, и японские специалисты приступили к анализу сильных и слабых сторон восточных ворот России. 

После года кропотливой работы архитекторы и градостроители с Востока сформировали список основных задач, которые требуется решить,  чтобы  превратить город-порт в интеллектуальный и культурный центр.  А для этого необходимо создать  устойчивую транспортную систему, улучшить городскую среду и сохранить особенности Владивостока. Отдельным  пунктом японские специалисты  прописали создание новой платформы для бизнес-инициатив. По мнению экспертов, после этих преобразований город должен превратиться из портового в креативный.

— Экономика меняется и, значит, необходимо менять инфраструктуру города, — отметил генеральный директор регионального отделения «СНГ — Ближний Восток» компании Nikken Sekkei Джабри Фади. — Среди наших предложений есть и весьма затратные: мы предлагаем функции портов частично перенести на соседние территории, в сопредельные города Приморья. Рекомендуем создать кольцевую дорогу, которая позволит разгрузить центр города и обеспечит его прямую связь с аэропортом. Однако именно такие шаги позволят быстрее пройти путь к прогрессу. 

Анализом сильных и слабых сторон Владивостока также занималось  московское конструкторское бюро «Стрелка» совместно с Агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК).  

— Несмотря на то, что Владивосток довольно большой город, мы выявили ряд проблем, характерных для небольших городов России. Это износ жилого фонда, неразвитость транспортной инфраструктуры, как следствие — стремление жителей переехать в центральные регионы России, а то и за границу. Однако есть и «оригинальные» проблемы: сложный рельеф, гиперавтомобилизация и ограниченный доступ к морю, — отметил директор КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский.


Развитие по «Стрелке»
Урбанисты московского КБ выяснили: идентичность Владивостока определяется близостью к океану и тайге, полуостровным положением, соседством с Китаем, Кореей и Японией, а также муссонным климатом. Исходя из выявленных особенностей территории, москвичи определили возможные символы краевого центра: ими могут стать море, сопки, тигры, крепостные форты, мосты и праворульные автомобили. Если местные власти будут действовать в направлении, указанном «стрелкой», то в ближайшие годы как минимум  преобразятся общественные пространства города: во Владивостоке, например, появится набережная
Амурского залива длиной около 5 км. Сейчас длина пешеходной зоны — не более полутора. Отметим, что именно об этом (расширении зоны доступа к морю)  в своем исследовании говорили и наши восточные соседи. 

На острове Русском, расположенном в нескольких километрах от Владивостока, планируется спроектировать жилой район с современной и комфортной средой, который не будет иметь аналогов в России по качеству застройки и продуманности инфраструктуры. Эти две локации стали первыми предложениями КБ.

В конце декабря 2017 года на градостроительном совете при администрации Приморского края обсуждали уже три проекта, среди которых был уже хорошо знакомый проект Океанской набережной (участок в Спортивной гавани — от центрального фонтана в сторону водной станции ТОФ). Напомним, что в этой части города  московские урбанисты и владивостокские дизайнеры (а именно работа с местными специалистами является отличительной чертой всех проектов КБ «Стрелка») собираются расширить прогулочную зону за счет деревянных платформ, выступающих  в море. Также есть планы соединить удобными спусками часть улицы, идущей от кинотеатра «Океан» и гостиницы «Азимут», и создать дополнительные зоны для отдыха на среднем уровне, пустив в дело крыши всевозможных кафе. Несмотря на одобрение этого проекта в целом, есть одна трудность — пляж «Юбилейный» находится в частной собственности и за лето 2017 года владельцы значительно преобразили ранее заброшенное пространство. На «Юбилейном» появились кафе, открытые площадки, а также весьма спорное сооружение из контейнеров, позиционируемое как гостиница. Пока договориться с собственниками «Юбилейного» о том, что они переоформят набережную под проект«Стрелки», не удается. 

Кроме того, московские урбанисты предполагают сделать более современным сквер им. Антона Чехова (район гостиницы «Азимут»), пространство под Золотым мостом превратить в удобную прогулочную зону, а Матросский сквер (район остановки ДВГТУ) возродить фактически из пепла. 

Есть идея  соединить в единую пешеходную зону все скверы — от театра ТОФ в сторону ДВГТУ, включая набережную Цесаревича. 

В проекте предусмотрено благоустройство панорамного парка у дома генерал-губернатора Унтербергера, в который сейчас нет доступа. В сквере Невельского авторы предложили создать парк уличной скульптуры, в котором будет удобно проводить выставки и площадки, где мастера краевого центра могут представить свою продукцию. А в почти незаметном ныне Матросском сквере, по мнению новаторов, вполне можно разместить раритетную военную технику Военно-исторического музея ТОФ. Главная фишка проекта — создание пешеходной зоны под пилонами с облагораживанием территории, которая после завершения грандиозного строительства осталась заброшенной. 

— На этой территории уже есть своя история, не нужно было ничего придумывать. Нужно было лишь гармонично обыграть существующую реальность. И вам это отлично удалось, — отметил заслуженный архитектор Валерий Моор.

Пока наиболее положительные отзывы от членов градостроительного совета получил только проект реконструкции зоны под Золотым мостом. 

Восточные мотивы 
Восточные соседи считают, что городскую среду Владивостока сегодня во многом определяет нехватка общественного транспорта и отсутствие комфортного пешеходного движения, низкая частота работы существующей железнодорожной линии, небезопасное расположение автобусных остановок, нерациональное использование береговой полосы под размещение промышленных объектов.

— Например, у вокзала  на Алеутской сейчас сложная ситуация с машинами, автобусами, такси. Почти нет возможности сфотографироваться перед памятником архитектуры, — отметил гендиректор регионального отделения «СНГ — Ближний Восток» компании Nikken Sekkei Джабри Фади.

Для решения этой проблемы японские специалисты предлагают освободить больше места для пешеходов и спроектировать автомобильную дорогу таким образом, чтобы с железнодорожного вокзала можно было перейти в паромный терминал.

—  Морвокзал — морские ворота Владивостока, надо его переделать, сейчас он  слишком скромный. Набережную также предстоит развить, сделать ее более живой. В районе — создать полноценный музейный квартал. Мосты, крейсеры — это наследие Владивостока. Они там прекрасно «встанут». Парковочная стратегия важна: три большие парковки могут разместиться в центре, — отметил специалист.
Кроме того, по оценкам японских экспертов, район Первой Речки может и должен стать деловым центром, своего рода приморским аналогом Москва-Сити.

Японский мастер-план крайне близок и новому главе города Виталию Веркеенко. В пятницу, 27 января, на встрече с редакторами СМИ он обозначил перспективы переезда мэрии как раз в район Первой Речки — на место нынешней нефтебазы.  

— Нефтебазу будем переносить, сейчас ведем об этом переговоры с руководством. К процессу подключился Игорь Шувалов, — отметил Виталий Веркеенко. — Все понимают, что в центре города нефтехранилища быть не должно.


В том, что такому объекту совсем не место фактически в центре современного города, уверен также и глава края. Как отметил врио губернатора Андрей Тарасенко, «портовики и действующая в районе Первой Речки нефтебаза уже выразили готовность к переносу своих мощностей».

Эксперты отмечают, а главы края и города полностью их поддерживают в том, что рациональное зерно есть в обоих вариантах: и в мастер-плане, выполненном японцами практически по заданию президента России, и в дизайн-проекте КБ «Стрелка». 

— В перспективе проекты могут быть реализованы поэтапно, с использованием различных управленческих, юридических, финансовых моделей. Работа, выполненная японскими и российскими специалистами, очень важна для понимания концепции развития территорий, — отмечает начальник управления градостроительства и архитектуры администрации Владивостока Алла Шестерикова.

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление