«Грустно, когда встречает только кошка»

12:06 21 марта 2017
2451
0
alt=

— Детство своего сына я пропустил: ходил в море, постоянно был где-то в рейсах. Для ребенка — вроде папа, а вроде и чужой дядя. Он вырос, а привязанности у него так и не возникло. А мне хочется кого-то любить, о ком-то заботиться. Поэтому я и пришел в Школу приемных родителей, — рассказывает «Приморской газете» Андрей Цыганов из Владивостока.

Отучиться на родителей

Стоящие полукругом большие диваны, мягкий ковер на полу, окна, через которые в комнату врывается солнце. Через несколько минут в Школе приемных родителей начнется очередное занятие. Почти все учащиеся уже на месте. Они тихонько переговариваются, только и слышно: «Документы все собрал?», «Как бабушка? Так и не согласилась на приемного?». Звучат разные вопросы, но все они касаются того, как принять ребенка в семью. И сложно поверить, что все эти люди познакомились сравнительно недавно, несколько занятий назад — они общаются, словно старые знакомые.

Отвечать на вопросы корреспондентов многие отказываются. Не потому, что нечего рассказать — просто еще не определились с тайной усыновления: рассказывать ли малышу, когда он подрастет, что мама и папа у него неродные? Как он к этому отнесется? Поймет ли, что настоящая семья — эта та, где друг друга поддерживают и любят, независимо от кровного родства? Разобраться с этими и сотнями других вопросов помогают специалисты.

Школа приемных родителей, в которой мы находимся, — часть бывшего детского дома № 4 во Владивостоке (новое название — Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 1). Она одна из десятков подобных школ в Приморье, с 2012 года их стали открывать по всей России. Тогда в силу вступило постановление правительства, которое обязало потенциальных мам и пап проходить специальные курсы. Без них с одинокими детьми знакомиться нельзя.

По закону подготовку можно пройти только одному родителю из всей семьи. Но при желании пройти обучение можно и всей семьей, включая тетей и дядей, бабушек и дедушек — всех, кому придется общаться с ребенком. Сами сотрудники Школы такой подход только приветствуют. Меньше вероятность того, что потом в семье будут скандалы из-за того, что родственники стыдятся приемыша или что бабушка не хочет с ним сидеть, пока родители на работе.

— Есть иллюзия, что когда семья полная — мама, папа и ребенок, больше ничего для счастья не нужно, — рассказывает педагог-психолог Школы приемных родителей Елена Коснырева. — Но это не так. Чтобы быть хорошим родителем, надо быть счастливым человеком. Будущим мамам и папам нужно знать, какие ситуации бывают, почему и для чего они случаются. А еще необходимо хорошо понимать особенности детей, разлученных с кровной семьей, имеющих опыт жизни в неблагополучных условиях.

Успеть за 42 часа

Вся образовательная программа в Школе рассчитана на 42 часа, занятия проходят по субботам. Каждый урок посвящен конкретной теме или проблеме, разобраться в которой помогают опытные педагоги-психологи, десятки лет специализирующиеся именно на воспитании детей в приемных семьях.

К примеру, разбирается «трудное» поведение малышей и подростков в период, когда ребенок только попадает в приемную семью. Как показывает практика, неадекватно вести себя могут не только сами воспитанники детдома, но и родные дети. Начинаются банальная ревность, борьба за внимание, способная перерасти в настоящий кризис, в который втянутся все члены семьи.

— Даже если родные дети были согласны на приемных брата или сестренку, ждали их с нетерпением, то теперь они могут развернуть целые протестные демонстрации: «Он чужой», «Я лучше», «Верни его обратно». В этот кризис неизбежно втягиваются все родственники и домочадцы, — делится Елена Коснырева. Также в Школе разбирают так называемые детские «возрастные кризисы» — почему и когда они возникают, недостатки и преимущества тайны усыновления — эту тему как раз обсуждали на прошлом занятии.  

Вперед, к детям

У Артура Клушина впереди — последнее занятие. Он задумчиво стоит возле стенда, на котором наклеены фотографии улыбающихся мальчишек и девчонок — воспитанников детского дома № 1. Артур вместе с женой давно определились, что хотят усыновить маленького мальчика в возрасте двух-трех месяцев.

От первого брака у мужчины — двое детей, обоим уже под 30 лет, у всех свои семьи. Артур в какой-то момент остался один. Женился второй раз, с женой уже семь лет как вместе, но завести ребенка не получается. Вот и решились принять малыша, который, как и они, нуждается в полной семье, в любящих и заботливых родителях.

— Я все еще помню то чувство, когда приходишь с работы, настроения совсем нет, а тут — оно, твое солнышко, очень ждет твоего возвращения, — улыбается Артур Клушин. — И такое оно радостное! Дети — это то, для чего каждая семья существует. И мама, и папа, и бабушки, и дедушки. 

Таких учеников, как Артур, в Школе приемных родителей много. Дети выросли, а так хочется все еще о ком-то заботиться. Хочется водить за руку в школу, заплетать косички, вместе чинить велосипед. Даже готовиться к контрольным и лечить детскую простуду хочется. А еще — чтобы обнимали и любили. 

— Квартира и машина никогда не были смыслом моей жизни. Всегда хотелось крепкой и любящей семьи. Но пока я ходил в моря, пропустил детство собственного ребенка. Неудивительно, что привязанности ко мне у него так и не возникло. Сейчас с сыном, который уже взрослый, практически не общаемся. Дома нас с женой встречает только кошка, и это грустно, — рассказывает другой участник Школы, Андрей Цыганов.

Зачем принимать в семью ребенка — сложнейший вопрос, на который предстоит ответить всем участникам Школы, когда они выйдут на экзамен. И не важно, что именно скажут приемные родители, главное, чтобы причин было несколько. Чем больше «за» найдут внутри себя будущие папы и мамы, тем меньше вероятность, что ребенок из семьи вернется в детдом.

— Когда в семье появляется ребенок, некоторые мотивации могут исчезнуть, если ожидания не оправдаются. Не все девочки любят, когда им плетут косички, не все хотят ходить на танцы, а мальчики не всегда выбирают футбол. И если ребенка хотелось принять только для этого, то семьи не получится. Поэтому так важно, чтобы причин к появлению ребенка было несколько — чем больше, тем лучше, — говорит педагог-психолог Школы приемных родителей Наталья Медведева.

Своих не бросают

Евгения Кузьменко окончила Школу приемных родителей примерно полтора года назад. А через пару месяцев в ее жизни появилась полуторагодовалая Диана — маленькая дочка, о которой она так мечтала. По словам женщины, первое время было так тяжело, что неизвестно, справилась бы она без подготовки.

— Где-то полгода прошло, прежде чем ребенок расслабился, — рассказывает Евгения. — Каждый раз при виде воды у нее была паника, год она не могла наесться. Истерика случалась каждый раз, когда кто-то заходил на кухню. Я себя как мама тоже сначала не могла найти. Не понимала, где нужно быть строже, а где, наоборот, мягче. Не знала, что сделать, чтобы мы привыкли друг к другу.

К счастью, учеников Школы после выпуска не бросают одних. В любой момент можно позвонить и попросить совета у специалистов, есть также личные встречи для выпускников, где можно пообщаться с психологами, поделиться опытом.

— Бывало, я на таких встречах и рыдала. Наташа Медведева меня буквально все время за руку держала, объясняла, успокаивала. Во многом благодаря именно ей мы со всем и справились, — говорит Евгения Кузьменко.

Сейчас женщина готовится удочерить маленькую Диану, оформляет последние документы. Прошедший год, по ее словам, забрал много сил, но результат того стоит.

— Я не жалею, что прошла Школу, и не представляю, что было бы, если бы мы Диану к себе не забрали, — делится Евгения Кузьменко. — Да, мне было страшно, было тяжело, но мысль о том, что рядом не будет дочки, пугает намного сильнее.

СПРАВКА «ПГ»
По информации краевого департамента образования и науки, с начала 2016 года в Приморье 1 236 одиноких детей обрели родителей. 736 ребят устроили под опеку, 219 — в приемные семьи, 165 усыновили, 116 вернули родным мамам и папам

 

Наталья Шолик

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление