В правительстве России подготовили поправки к законопроекту о товарных агрегаторах. Документ призван закрепить правовой статус электронных площадок в Интернете. Об этом «Приморская газета» сообщает со ссылкой на сайт ведомства.
Под агрегатором товаров в сети подразумевается электронная площадка, на которой пользователь может выбрать, сравнить и купить товары и услуги, предлагаемые сразу несколькими интернет-магазинами. Формально такие площадки не являются реальными продавцами, но выступают в качестве посредников между покупателями и продавцами представленных на сайте товаров. При этом в текущей версии проект не регулирует деятельность агрегаторов услуг.
Согласно законопроекту, правительство страны предлагает уточнить перечень информации о себе и продавце, которую агрегатор в обязательном порядке должен предоставить покупателям. В частности, речь идет о наименовании компании продавца, ее месте нахождении, ОГРН юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Кроме того, власти считают необходимым освободить агрегаторов от обязанности возмещать убытки покупателям в случаях, когда на их сайте была размещена недостоверная информация о товаре, предоставленная продавцом этого товара.
Напомним, разработка законопроекта об агрегаторах товаров в Интернете началась еще в августе 2015 года. В мае прошлого года инициативу приняли в первом чтении. Теперь федеральные власти предлагают внести поправки в рассматриваемый документ.
Освобождение площадок-агрегаторов от ответственности за размещение недостоверной информации о товарах и услугах может привести к тому, что одни участники рынка, как и раньше, будут следить за качеством размещаемого контента в своих каталогах, а другие решат, что это действительно не их обязанность, подчеркивают эксперты. А это приведет к росту конкуренции между агрегаторами, при которой те, кто не захочет брать ответственность за свои товары, окажется более слабым.
— На мой взгляд, освобождение агрегаторов от обязанности возмещать потребителям убытки в случае неверной информации о товаре приведёт к тому, что сайты агрегаторов разделятся на две категории, — заявил «Приморской газете» технический директор группы компаний ContentHub Сергей Кобызев. — Часть торговых площадок будет самостоятельно создавать качественные каталоги, дополнять информацию о продуктах и нести за нее ответственность перед покупателями. Другие агрегаторы предпочтут не брать на себя обязательства и возложат работу по актуализации данных о товарах на продавцов. Покупатели требовательно относятся к контенту агрегаторов и предпочитают удобные каталоги, обращая особое внимание на достоверность информации о товарах. А без контроля изменений информации о товарах со стороны агрегатора создание качественного каталога невозможно. Таким образом, торговые площадки, которые не несут ответственности за данные на собственных сайтах, не выдержат конкуренции и будут вынуждены уйти с рынка.
За последние несколько лет на рынке агрегаторов произошли колоссальные изменения, отметил технический директор. Некогда неудобные и неструктурированные каталоги превратились в удобнейшие инструменты для выбора, поиска и сравнения всевозможных товаров. Неудивительно, что многие граждане предпочитают приобретать товары и услуги именно через них в Интернете. Это выгодно и удобно. А значит, сфера нуждается в правовом регулировании.
— Еще 10 лет назад онлайн-агрегаторы товаров представляли собой сборники предложений разных магазинов без полноценного каталога, поиска и возможности сравнить цены на один и тот же товар. Естественно, такие площадки были неудобны для пользователей, и на рынке появились полноценные агрегаторы — торговые площадки, которые дают возможность выбрать товары в понятном каталоге, организуют их доставку и принимают оплату. Вполне логично, что государство пришло к выводу, что новый рынок необходимо регулировать, — подчеркнул Сергей Кобызев.
В Приморье существуют порталы и интернет-агрегаторы различной направленности. Так, в крае популярные как узконаправленные местные площадки по автомобильной и другим тематикам, так и доски объявлений, агрегаторы услуг и сервисов.
Отметим, крупнейшие агрегаторы России предложили Роспотребнадзору снять с рассмотрения законопроект об агрегаторах товаров. Среди них «Яндекс. Маркет», Mail.ru Group и другие.
Стоимость оцененных специалистами активов «Яндекса», в числе которых поисковая система, рекламный и торговый сервис, онлайн-агрегатор для заказа такси и другие, составила $12,38 млрд. Второе место в рейтинге занимает Mail.ru Group (стоимость $6,86 млрд), которая продолжает расширять портфель активов. Замыкает тройку лидеров электронная доска объявлений Avito ($2,734 млрд). Четвертое место досталось одному из крупнейших интернет-магазинов на российском рынке Wildberries ($602 млн), пятое — онлайн-ритейлеру одежды и обуви Lamoda ($454 млн), шестое — Ozon Group ($369 млн), седьмое — сервису онлайн-бронирования Biletix ($264 млн), восьмое — онлайн-ресурсу поиска работы HeadHunter ($228 млн). На девятой строчке онлайн-дискаунтер «Ситилинк» ($224 млн). Замыкает десятку сервис геолокации 2ГИС ($211 млн).