Министерство культуры РФ проведет всероссийский мониторинг театральной жизни. Одна из задач переписи творческих работников – выяснить количество и трудовой статус театральных актеров в России перед реформой трудового законодательства. Об этом «Приморская газета» сообщает со ссылкой на «Известия».
– Из официальной статистики нам неизвестно, сколько артистов находится на срочных и бессрочных трудовых договорах. Чтобы узнать, кого именно коснется реформа трудового законодательства, мы должны провести этот мониторинг, – цитируют директора департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софью Апфельбаум «Известия».
Планируется, что после реформы все актеры, работающие по бессрочному трудовому договору, будут переведены на срочные и должны будут раз в 5 лет проходить конкурсный отбор. Ожидается, что замена бессрочных актерских договоров начнется в 2015 году. Данные о всех российских актерах, работающих в театрах, должны быть подготовлены к 15 ноября.
Как сообщил «Приморской газете» художественный руководитель Приморского государственного театра оперы и балета Антон Лубченко, решение можно рассматривать с двух сторон.
– С одной стороны, такая реформа позволит руководителям театров и других коллективов более гибко осуществлять кадровое обновление, пополнять труппу новыми и свежими голосами, переводя «ветеранов» на почетную репетиторскую работу. Это помогло бы избегать ситуаций, когда Розину и Татьяну поют преклонные дамы с возрастным качающимся голосом, как это, к сожалению, зачастую происходит в провинциях. Но ведь существуют и театры, в которых сегодня работают те, кто уже давно и по праву составляют гордость русской сцены, особенно это касается столичных драматических театров. Корректно ли предлагать проходить аттестацию, к примеру, Леониду Броневому или Олегу Басилашвили? Мне кажется, здесь должен быть установлен какой-то определенный уровень, которому будет дан специальный иммунитет – к примеру, аттестацию автоматически проходят имеющие звания народного артиста РФ или СССР... – отметил маэстро.
Приморский театр оперы и балета нововведение не затронет, уверен он.
– В нашем театре народных артистов пока еще нет, так как мы самый молодой театральный коллектив в стране, поэтому мы к реформе готовы, – подчеркнул Антон Лубченко.
По мнению художественного руководителя Драматического театра Тихоокеанского флота Станислава Мальцева, нововведение приведет к назревшей и долгожданной реформе в работе российских театров.
– Эта реформа целесообразна и необходима, но многих актеров, режиссеров она сможет оставить без работы и без защиты. Почти везде есть сотрудники, находящиеся на бессрочных договорах. Часто это очень опытные, хорошо всем знакомые люди, находящиеся в учреждении почти со времен его основания. Однако не все из них находятся в хорошей рабочей форме и, конечно, большой вопрос, смогут ли они в очередной раз пройти отбор, – акцентировал руководитель.
Также нововведение может способствовать лоббированию интересов, уточнил он.
– Неизвестно, кто будет иметь право входить в комиссию по отбору, будет ли она формироваться на месте или по назначению, по каким критериям станут оценивать артистов. Так или иначе, в результате конкурса высока вероятность, что могут сказаться чьи-то интересы или наоборот антипатии, – заявил Станислав Мальцев.