Помощь с востока

16:49 23 апреля 2017
1757
0
alt=

85 лет назад, 21 апреля 1932 года вышел первый приказ в истории советского Тихоокеанского флота. В этот день командующий морскими силами Дальнего Востока М. В. Викторов определил соединения, части, корабли и учреждения, которые образовали ядро флота, воссозданного после революционных событий начала века. Десятилетием позже моряки-тихоокеанцы отправились на запад, чтобы принять участие в самой кровопролитной войне в истории человечества. Об этом сообщает «Приморская газета».

Корабли Тихоокеанского флота начали участвовать в боевых действиях не с первых дней войны. На протяжении долгого времени руководство СССР опасалось удара в спину со стороны Японской империи и держало на Дальнем Востоке довольно многочисленный воинский контингент. В дальнейшем, благодаря изобретательности и героизму советских разведчиков, командование узнало, что в ближайшее время японцы сосредоточатся на Тихоокеанском фронте Второй мировой. Окончательно угроза внезапного нападения на Дальний Восток развеялась после атаки авианосного соединения вице-адмирала Нагумо Тюити на американские базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора. Моряки-тихоокеанцы начали готовиться к переброске на запад страны.

Полярное трио

85 лет назад вышел первый приказ в истории советского Тихоокеанского флота

В мае 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о переводе нескольких кораблей с Тихоокеанского на Северный флот. В группу вошли лидер эскадренных миноносцев «Баку» и три эсминца: «Ревностный», «Разъяренный» и «Разумный». По тем временам это были современные корабли: «Баку» вошел в состав флота в 1939 году, а эсминцы — осенью-зимой 1941 года.

Группа отправилась в переход летом 1942 года, однако до точки назначения добрались не все корабли. 18 июля эсминец «Ревностный» в Татарском проливе получил серьезные повреждения после столкновения с пароходом «Терней» и был вынужден встать на ремонт в Советской гавани. Все повреждения удалось устранить за десять дней, но, к сожалению, догнать группу корабль уже не мог и был оставлен на Тихоокеанском флоте.

Остальные корабли прибыли на Северный флот в октябре того же года и вошли в состав боевых соединений. «Баку» возглавил один из трех только что сформированных дивизионов эсминцев. Одним из первых заданий для лидера стало участие в сопровождении конвоя QP-15 (шифром PQ обозначались конвои, шедшие в СССР, а QP — возвращавшиеся обратно — «ПГ»).

В январе 1943 года «Баку» совместно с эсминцем «Разумный» ночью атаковал немецкий конвой. Ведя бой на скорости в 32 узла, корабли нанесли артиллерийско-торпедный удар по противнику и, прикрывшись дымовой завесой, ушли обратно.

«Разъяренный» в том же месяце выполнял задачи по встрече и сопровождению союзных кораблей. Однако через несколько месяцев он наскочил на камни и встал на ремонт. В январе 1945 года эсминцы сопровождали конвой в порт Лиинахамари Мурманской области. Во время выполнения боевой задачи моряки обнаружили немецкую субмарину и начали преследование. Оно оказалось не самым удачным: спустя полчаса в корму «Разъяренного» ударила торпеда с акустическим наведением, которая нанесла кораблю серьезные повреждения: корма была практически оторвана и держалась на листах обшивки. Однако корабль сумел добраться до базы и после ремонта продолжил вместе с «боевыми товарищами» выполнять боевые задачи.

«Бессмертная» субмарина

Подводная лодка С-56 является одним из наиболее узнаваемых символов Владивостока. Сейчас субмарина является частью мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота» и привлекает внимание тысяч туристов каждый год, и вполне заслуженно: в годы Великой Отечественной войны С-56 прошла славный боевой путь и навсегда вписала себя в историю отечественного военно-морского флота. 6 октября 1942 года подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта Григория Щедрина в паре с подводной лодкой С-51 вышла из Владивостока и через Панамский канал добралась до Полярного, где базировался Северный флот.

За годы войны С-56 совершила восемь боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед. Жертвами тихоокеанской субмарины стали четыре вражеских корабля, в том числе два боевых. Еще одно судно в столкновении с С-56 получило тяжелейшие повреждения. Самым крупным кораблем на счету субмарины является немецкий транспорт Heindrich Schulte, затопленный 28 января 1944 года. С-56 — самая результативная советская подводная лодка в Великой Отечественной войне по количеству достоверно потопленных целей.

Кроме того, субмарина прославилась исключительной живучестью. За время Второй мировой войны на С-56 было сброшено свыше трех тысяч глубинных бомб, 19 раз она объявлялась погибшей, но неизменно возвращалась в порт с победой.

Однажды, потопив вражеское судно, лодка попала под бомбежку семи неприятельских кораблей. Более двух суток они преследовали и бомбили субмарину, сбросив в общей сложности около 360 глубинных бомб. С-56 сумела укрыться от нападения, но исчерпала почти весь запас воздуха на борту. Тогда боцман и один матрос, единственные члены экипажа, которые остались к тому моменту в строю, подняли лодку на поверхность. Оправившись от кислородного голодания, команда решила контратаковать, и спустя несколько дней моряки затопили еще одно судно врага — ответ, достойный настоящих героев. За боевые заслуги лодка С-56 была награждена орденом Красного Знамени, а затем и удостоена Гвардейского звания.

Подвиги на суше

Нередки были случаи, когда военнослужащих Тихоокеанского флота отправляли воевать вместе с сухопутными частями. На фронтах с захватчиками сражались более 153 тысяч военных моряков-тихоокеанцев. Они участвовали в битвах под Москвой и Сталинградом, в обороне Севастополя и Ленинграда, в боях за Северный Кавказ и Заполярье.

В битве за Москву в 1941 году военные моряки Тихого океана героически бились в составе 62-й, 64-й, 71-й и 84-й морских стрелковых бригад. 62-я отдельная морская стрелковая бригада, которой командовал полковник В. М. Рогов, прошла с боями в Подмосковье 150 километров. Она разгромила три вражеских полка и освободила от противника 40 населенных пунктов.

Не менее самоотверженно воины-тихоокеанцы сражались и в Сталинграде. На весь мир стало известно имя снайпера Василия Зайцева из легендарной 62-й армии генерала В. И. Чуйкова. Во время героической обороны снайпер уничтожил более трехсот гитлеровцев, а его винтовка до сих пор хранится в музее Волгограда. В битве на Волге героический подвиг совершил и моряк-тихоокеанец Илья Каплунов. В бою он из противотанкового ружья подбил три вражеских танка. А когда кончились патроны, стал бросать во вражеские машины гранаты. Моряка дважды ранили, но он продолжал неравный бой с немцами. Илья Каплунов погиб, но уничтожил девять танков врага.

На всех фронтах войны с Германией военные моряки-тихоокеанцы сражались с врагами мужественно и умело, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы. Под Орлом отличилась 1-я отдельная лыжная бригада, состоявшая в основном из моряков-тихоокеанцев. В составе 63-й отдельной морской стрелковой бригады обороняли Заполярье еще полторы тысячи военнослужащих ТОФ. Все они, а также сотни других тихоокеанцев стали подлинными героями Великой Отечественной войны.  

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление