Через два месяца владельцы эвакуированных машин смогут не оплачивать штраф ГИБДД, услуги эвакуатора и штрафстоянки, чтобы забрать свой автомобиль. Такие поправки в КоАП подписал президент РФ Владимир Путин. Рассчитаться люди смогут в течение 60 дней после ареста машины. А если арест окажется неправомерным, то и вовсе платить не придется. Юристы уточняют, что процедура разбирательств о законности эвакуации также упростится. Вопрос по-прежнему придется решать в суде, но ждать, когда государство вернет деньги за оплаченный штраф, больше не потребуется, сообщает «Приморская газета».
Сейчас, чтобы забрать машину со штрафстоянки, автовладельцам приходится тратить целый день, а то и два. Процедура возврата транспорта такая: сначала человеку нужно прийти в ГИБДД, выстоять в очереди, чтобы получить протокол об административном нарушении, затем оплатить штраф и только после этого идти на штрафстоянку, куда эвакуировано авто. Там водитель оплачивает услуги эвакуатора и спецплощадки, без этого машину не отдадут. Чем больше времени собственник тратит на «бумажные» дела и хождения по инстанциям, тем больше денег отдает. Стоимость услуг штрафстоянок почасовая, за день содержания легкового автомобиля придется заплатить около 4 тыс. рублей: 2 200 руб. — за эвакуацию и 1 700 руб. — за хранение (таков максимальный тариф, установленный в Приморье — «ПГ»).
С 1 сентября этого года процедура возврата арестованной машины значительно упростится. Президент страны Владимир Путин одобрил поправки в статью 27.13 КоАП, которые регулируют способ оплаты эвакуации транспорта. Осенью автовладельцу, чья машина оказалась на штрафстоянке, придется посетить только отдел ГИБДД. Там выпишут протокол об административном нарушении и протокол о задержании автомобиля. В последнем сотрудник Госавтоинспекции должен поставить печать о выдаче машины владельцу. С этим протоколом человек пойдет на штрафстоянку и получит автомобиль без предварительной оплаты эвакуации.
После этого, если водитель согласен с нарушением, он должен оплатить штраф, услуги эвакуатора и спецстоянки в течение 60 дней. Если не согласен — есть 10 дней на обжалование протокола ГИБДД.
Процедура обжалования к осени также упростится. Сейчас автолюбитель пишет жалобу на имя начальника ГИБДД, а в случае отказа обращается в суд. Если суд подтверждает невиновность человека и отменяет действие протокола, автовладелец повторно обращается в эту инстанцию, чтобы взыскать с ГИБДД деньги за оплаченную эвакуацию и стоянку. По новым правилам, автовладелец по-прежнему пишет жалобу в ГИБДД или сразу идет в суд. Только вместо двух заседаний его ждет одно, где автолюбитель попросит аннулировать протокол о нарушении и аресте машины. При положительном решении заявителю не придется оплачивать услуги штрафстоянки и эвакуатора. Соответственно, ждать возврата денег больше не нужно.
Порядок эвакуации и стоимость услуг определят регионы. Власти субъектов должны утвердить или пересмотреть соответствующий регламент до 1 сентября этого года, сказано в законе. Отметим, в Приморье правила эвакуации машин были приняты еще в 2012 году. Регламент эвакуации и хранения машин прописан в краевом законе № 73-КЗ, а предельные тарифы — в постановлении департамента по тарифам края № 38/1.
Разработчики законопроекта, депутаты Госдумы РФ, уточняют, что поправки принимались в интересах автовладельцев страны. Ведь не у каждого найдется лишних 10 тыс. рублей для незамедлительного возврата машины.
— В некоторых регионах страны не регламентируют тарифы на эвакуацию и простой машин на штрафстоянках. Соответственно, частные владельцы этих спецплощадок (по законодательству муниципалитеты не имеют права организовывать штрафстоянки — «ПГ») выставляют гражданам огромные счета, которые нужно оплатить как можно быстрее, ведь сумма возрастает каждый час, — заявил «Приморской газете» разработчик поправок, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. — Поэтому мы решили помочь автолюбителям быстрее забирать машины со штрафстоянки и сократили требования по возврату арестованных автомобилей до минимума.
Для Приморья принятие этих поправок актуально. Только с начала года по разным причинам на штрафстоянки края эвакуировано почти 7 000 автомобилей. Некоторые автовладельцы пытались обжаловать арест техники. Официальной статистики таких обращений в краевой ГИБДД нет, но юристы уточняют, что к ним приходят клиенты с такими вопросами.
— Месяц назад ко мне обратился человек, у которого эвакуировали машину. Мы считаем, что эвакуация неправомерная. Будем доказывать свою точку зрения в суде, — заявил «Приморской газете» сотрудник адвокатской конторы «Защита» Александр Шакуро. — Недавно и мою машину задержали и отвезли на штрафстоянку. И я намерен оспорить правомерность этой эвакуации в суде. Думаю, с 1 сентября людям станет проще это делать.
Эксперты уточняют, что нововведение позволит «умерить аппетиты» бизнесменов, занимающихся эвакуацией машин. Владельцы штрафстоянок больше не смогут разными способами продлевать пребывание машины на площадке, чтобы взять больше денег с автомобилиста.
— Раньше у работников штрафстоянок было много поводов не выдавать арестованную машину владельцу. Например, не поставлена подпись в каком-то протоколе, не оплачен штраф ГИБДД и т. д. И пока человек бегал и проставлял нужные подписи, время ареста увеличивалось, росла и плата за простой машины, — заявил «Приморской газете» руководитель регионального отделения «Федерации автомобилистов России» Владимир Литвинов. — Теперь такие ситуации исключены, если в протоколе стоит печать «выдать машину», значит, машину вернут, и переплачивать не придется.