Дорогие друзья! Это новая версия сайта primgazeta.ru. Если вы заметите ошибку в работе сайта, пожалуйста, сообщите о ней на электронную почту primgazeta@mail.ru

Из беспризорников — в штурманы

14:31 07 мая 2017
596
0
alt=

Всем нам известны фамилии асов Великой Отечественной – трижды Героев Советского Союза Ивана Кожедуба, Александра Покрышкина и других. Но были и не столь знаменитые летчики, в том числе выходцы из Приморья. Давайте вспомним о них.   

ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА  

Абрек Баршт

Абрек Баршт среди них – единственный из Владивостока, майор, командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательно-корректировочного авиаполка. Родился он в 1919 году в Херсонской области, и лишь в 1934 году вместе с родителями приехал сюда. Доучивался в средней школе № 1 (теперь гимназия № 1) и закончил ее в 1938 году; с 1937 года ходил в аэроклуб и на бокс.  В тот период в СССР был выдвинут лозунг: «Дадим стране 150 тысяч летчиков!». Поэтому буквально все юноши мечтали стать ими. Сразу после окончания 10-го класса и аэроклуба Абрек Баршт поступил в Читинскую летную школу, где обучался вместе с Алексеем Маресьевым. Позже школа была переведена в Батайск (под Ростовом); после ее окончания Баршт получил звание лейтенанта и был оставлен в ней инструктором.  Кстати, он еще и стал победителем в первенстве военных училищ Северо-Кавказского военного округа 1939–1940 года по боксу в полулегком весе.  В дальнейшем 20-летний офицер обучал курсантов, а после начала войны был направлен в запасной авиаполк для переподготовки летчиков на новые машины – «МиГи» и «Харрикейны».  В апреле 1942 года, в возрасте 23 лет, Баршт наконец-то попал на фронт в 179-й истребительный авиаполк, летавший вначале на «Харрикейнах», а затем – на наших «Яках». Один и в составе группы Баршт занимался разведкой: обнаружением скоплений войск противника, по которым затем наносили удары бомбардировщики. Самолет Баршта называли «Акула», поскольку он имел рисунок акульей пасти на капоте.  Баршт стал командиром звена, потом эскадрильи; с мая 1942 года до конца войны его подчиненные совершили около 1500 вылетов. Сам Баршт к моменту представления его к званию Героя Советского Союза имел 365, а к концу войны – 403 боевых вылета. По его данным было уничтожено более 50 вражеских танков и около 15 артбатарей. Он лично сбил 8 и в группе – 10 самолетов противника, в воздушных боях был дважды ранен. 10 апреля 1945 года Абрек Баршт был удостоен звания Героя Советского Союза.  После войны продолжал службу в ВВС, в 1949 году окончил Военно-воздушную академию. В 1953–1954 годах служил в КНР командиром 282-го истребительного авиаполка. В дальнейшем командовал полком «МиГ-17» морской авиации Тихоокеанского флота, служил начальником отдела боевой подготовки истребительной дивизии ПВО на Сахалине, затем – инспектором авиации армии ПВО в Ленинграде.  С 1965 года в звании полковника – в запасе. Затем жил в Ленинграде, работал начальником учебно-летной базы гидрометинститута, возглавлял планерный клуб, был вице-президентом Федерации любителей авиации СССР, руководил отделением фонда «Победа-1945».  Имел награды: орден боевого Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени. Его имя когда-то носил пионерский отряд школы № 1 Владивостока.

ШТУРМОВЫЕ РЕЙДЫ  

Адрей Рубан

Майор Андрей Рубан – штурман ночного бомбардировочного полка, родился в 1914 году в Полтавской области. Его отец погиб в годы Гражданской войны, мать умерла, когда мальчику было всего три года. Андрей попал в детский дом; в возрасте 7 лет он сбежал оттуда и стал, что вполне естественно в те годы, беспризорником.  Такая жизнь продолжалась до 1925 года, когда 11-летний Рубан был отправлен в знаменитую Харьковскую трудовую колонию имени Феликса Дзержинского, основанную известным педагогом Антоном Макаренко. И жизнь Андрея Рубана резко переменилась. Повзрослев, он поступил в горный техникум в Донецке, а после окончания его получил комсомольскую путевку на Дальний Восток.  Приехал в город Сучан (Партизанск), где работал на шахте № 10 десятником, а потом – помощником начальника участка этой же шахты. Затем Андрей Рубан был переведен в местное горно-промышленное училище (позже № 17) замдиректора по учебно-воспитательной работе. Вот такой шаг от «звания» бывшего беспризорника… В 1935 году Андрей Рубан поступил на горный факультет ДВПИ во Владивостоке.  В 1936 году он был призван в Красную Армию. В 1939 году, в возрасте 25 лет, Рубан окончил Харьковскую военно-авиационную школу; в 1941 году, накануне войны, – 2-ю высшую школу штурманов. С августа 1941 года воевал на разных фронтах в качестве штурмана. Вот некоторые из боевых эпизодов его службы. 20 августа 1941 года как ведущий десятки бомбардировщиков Андрей Рубан совершил подряд два вылета и нанес удары по скоплению вражеских войск на станции Рига. Там было уничтожено 40 вагонов с техникой и пехотой противника. Через несколько дней уже в районе Пскова Рубан вышел на немецкий аэродром, где было около 30 самолетов. Во главе семерки машин он атаковал врага, уничтожив 10 самолетов и склад боеприпасов.  В октябре 1941 года во время бомбардировки мостов в городе Калинине самолет Рубана был подбит. Пилоты смогли дотянуть горящий самолет до линии фронта и только над своей территорией покинули его на парашютах. В течение 10-18 марта 1942 года Рубан 15 раз водил свое звено через линию фронта с посадкой в тылу врага, доставляя белорусским партизанам боеприпасы, продукты и медикаменты.  25 марта 1942 года он разбомбил переправу на реке Ловать. При выполнении этого задания самолет был поврежден, а командир ранен. Тогда штурман Рубан взял управление на себя и все-таки привел воздушную машину на родной аэродром.  К марту 1945 года штурман 990-го ночного бомбардировочного авиационного полка майор Рубан совершил 835 боевых вылета (из них 711 ночью). Его экипаж уничтожил 3 самолета, 9 танков, 6 бронемашин, 46 железнодорожных вагонов, 3 переправы, 5 мостов, 12 артбатарей, 19 складов боеприпасов и горючего, 48 автомашин, 26 минометов, 23 дзота, подавил огонь 24 артиллерийских и 29 минометных батарей. Подсчитано, что за годы войны Андрей Рубан в общем итоге сбросил на врага 268 тонн бомб.  Он награжден двумя орденами Красного Знамени и двумя – Красной Звезды, орденом Александра Невского. 18 августа 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания Великой Отечественной войны Андрей Рубан продолжил службу в ВВС.  В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, с июля 1951 года – начальник штаба учебного авиационного полка Челябинского военного авиационного училища, с 1959 года – преподаватель в Харьковском высшем военном авиационном училище. С июня 1960 года служил в Ракетных войсках стратегического назначения. Ушел в запас Андрей Рубан в звании полковника. 

ОТ ШТУРВАЛА САМОЛЕТА ДО КАПИТАНСКОГО МОСТИКА  

Максим Губанов

Максим Губанов – гвардии старший сержант, штурман звена авиаэскадрильи, родился в 1920 году в Алтайском крае. Но судьба привела его в Приморье.  Отец Максима Губанова был активным участником Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. После окончания боев в Приморье он остался в селе Антоновка Чугуевского района.  Максим Губанов выучился и работал в Антоновке счетоводом. В 1939 году, в возрасте 19 лет, по комсомольской путевке поступил в только что образованное военно-морское минно-торпедное авиационное училище имени Сигизмунда Леваневского в городе Николаеве, после окончания которого служил в запасном полку. С сентября 1942 года Максим Губанов участвовал в боевых действиях военно-морской авиации Краснознаменного Балтийского флота. Был штурманом звена 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка 8-й Гвардейской минно-торпедной авиадивизии. Известный фильм «Торпедоносцы» – это про его службу… Осенью 1942 года Максим Губанов в районе Ленинграда бомбовыми ударами уничтожил штаб немецкой дивизии СС, сорвав тем самым наступление фашистов. Еще один эпизод относится к январю 1943 года. Тогда Красной Армией готовилась операция по снятию блокады Ленинграда. Войска должны были наступать по замерзшей Неве, но этому мешало немецкое укрепление в бетонном здании бывшей электростанции. Надо было уничтожить этот опорный пункт, но так, чтобы бомбы не упали на лед Невы и не разбили его. Тремя точными бомбовыми ударами по наводке штурмана пилоты уничтожили это укрепление.  В мае 1943 года лично Максим Губанов нанес бомбовые удары по стратегически важному Нарвскому железнодорожному мосту, который фашисты использовали для отправки своих эшелонов к блокадному Ленинграду. В результате движение по мосту было прервано почти на месяц. Губанов участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда; в условиях нелетной погоды в течение нескольких дней 15 раз бомбил немецкие войска в районе поселка Ропши, откуда немцы в течение 2 лет обстреливали город на Неве. Осенью 1943 года бомбовыми ударами он уничтожил три немецкие подводные лодки в порту Либава (теперь Лиепая, Латвия). За время Великой Отечественной войны Максим Губанов совершил 100 успешных вылетов, при его участии бомбардировщики потопили 15 транспортов и боевых кораблей врага, уничтожили ряд важных военных объектов. 6 марта 1945 года Максим Губанов был удостоен звания Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя – Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды.  После войны Максим Губанов продолжил служить в ВВС. В 1951 году закончил курсы штурманов при Краснодарской высшей школе штурманов, затем Военно-воздушную академию. Служил начальником штаба 981-го минно-торпедного авиаполка ВВС Черноморского флота, который базировался в Джанкое (Крым). С 1959 года Максим Губанов в звании полковника – в запасе. Жил в Евпатории, работал диспетчером автобусно-таксомоторного парка, затем – старшим штурманом и капитаном грузового судна, преподавателем морской практики в Мореходной школе Евпатории. Был последним Героем Советского Союза, жившим в Евпатории; почетный гражданин этого города. 

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей

Читайте также:

Более 50 миллионов рублей вложено в авиационную инфраструктуру в Приморье

На эти средства были построены два новых здания аэровокзалов в северных посёлках, а также реконструированы взлётно-посадочные полосы в нескольких населённых пунктах
17:30 16 января 2018

Авиарейс Дальнереченск — Восток открывают в Приморье

Добраться из Владивостока в отдаленный северный поселок теперь можно будет менее чем за 2,5 часа
11:30 01 декабря 2017

Более 35 тысяч пассажиров перевезла малая авиация Приморья с начала года

Статистика показывает, что пик перевозок пришелся на июль и август
19:05 24 ноября 2017

Четыре вертолётные площадки построили в отдалённых сёлах Уссурийска

Эти площадки необходимы для экстренной посадки вертолётов спасателей и санавиации
16:02 12 октября 2017

Более 60 тысяч пассажиров планируют перевозить в Приморье малой авиацией к 2021 году

Как сегодня развиваются внутрикраевые авиаперевозки?
17:39 11 октября 2017

Почти четыре тысячи пассажиров за год воспользовались авиамаршрутом Владивосток — Преображение

Сейчас рейсы Владивосток — Преображение выполняются пять раз в неделю
10:19 13 сентября 2017

Новый авиарейс связал Приморье с Шеньяном

Планируется, что полеты будут выполняться еженедельно по понедельникам и пятницам
22:30 01 августа 2017

Авиапассажиропоток в Приморье вырос на треть

Приобрести билеты на самолет жители и гости края могут по социальным тарифам
19:30 01 августа 2017

Приморцам стоит ждать 16 января небольшой снег

Небо будет затянуто облаками

Андрей Разин обезглавил ХК «Адмирал» в минувшую субботу

«У руля» за него будет Олег Леонтьев

Специалисты нацпарка «Земля леопарда» получили уникальные данные о тигрятах

Некоторое время они жили вместе с мамой и регулярно проводили фотосессии