В полмиллиона может обойтись страховым компаниям попытка затянуть оформление договора ОСАГО. Такие поправки предлагают внести в Административный кодекс РФ депутаты Госдумы. По мнению экспертов, принятие инициативы поможет защитить права автовладельцев на законодательном уровне.
Страховые компании, возможно, будут штрафовать за длительное оформление договоров ОСАГО и навязывание автовладельцам дополнительных услуг. Соответствующий законопроект рассматривается в Государственной Думе. Авторы поправок – депутаты Госдумы, представители Общероссийского народного фронта Виктор Климов и Александр Васильев.
Сейчас ответственность за отказ в оформлении полиса распространяется только на должностных лиц страховых компаний и влечет наложение штрафа в размере 50 тыс. руб. Согласно поправкам, появится штраф для юридических лиц, который составит от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Действие документа распространяется и на деятельность страховых агентов и брокеров. Кроме того, предлагается ввести для них отдельную часть об ответственности физических лиц за навязывание дополнительных услуг при продаже полиса ОСАГО. В случае принятия законопроекта штраф составит 5 тыс. руб.
– Если страховая компания продает ОСАГО в одном регионе, например, Москве, она обязана продавать его и по всей стране, – заявил «Приморской газете» зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов. – При этом регионы имеют разную рентабельность. Не одинакова выручка от работы в Санкт-Петербурге и, например, в Хабаровске или Кургане. Поэтому страховщики начинают либо бегать от прямой обязанности по продаже полисов, либо навязывать дополнительные услуги. Автовладельцу нужно договор заключить, а у них либо полисов нет, либо начинают предлагать клиенту дополнительно к машине застраховать еще и его собаку.
Инициатива поставит страховые компании на место, уверены эксперты в Приморье. Ситуацию, когда автовладельцам не удается получить положенную выплату, здесь знают не понаслышке.
– Страховые компании часто ведут себя непорядочно по отношению к страхователям, – отметил руководитель регионального отделения Федерации автовладельцев России Владимир Литвинов. – То затягивают с выплатой или выдачей, то навязывают кучу ненужных услуг – все бывает. Даже последний громкий случай с «Росгосстрахом», у которого не так давно лицензию отзывали, тоже связан с этим.
В регионе рынок страховых услуг для автовладельцев не так разнообразен, уточнил руководитель. А значит, и возможностей манипулирования клиентами у «страховщиков» больше. Внедрение штрафов за непорядочное отношение к клиентам помогло бы исправить сложившуюся ситуацию.
– Нужно наказывать компании за неподобающее отношение к клиентам. И для Приморья это особенно актуально, – заключил Виктор Литвинов. – На нашем страховом рынке нет достаточной конкуренции. «Страховщики» больше рассказывают о том, как они страдают из-за ОСАГО, как работают себе в убыток, как вынуждены поднимать цены на полисы для автовладельцев. При этом ни одна компания не закрылась. Поэтому я всецело поддерживаю концепцию данного законопроекта. Страховые компании нужно ставить на место и уже законодательно заставлять нормально работать с автовладельцами.