На несколько вечеров сцена приморской Мариинки превратится в королевский двор Франции XVII века. Изысканные декорации станут обрамлением для одной из самых долгожданных премьер уходящего сезона — балета «Спящая красавица» Петра Чайковского. Об этом и других сюрпризах майской афиши — в материале «Приморской газеты».
Балет «Спящая красавица»
Известно, что инициатором судьбоносной встречи Петра Чайковского и балетмейстера Мариуса Петипа стал директор Императорских театров Иван Всеволожский. Именно он предложил поставить балет по французской сказке, написал либретто, придумал костюмы и таким образом стал соавтором чуда — спектакля, который до сих пор остается одним из самых знаковых и популярных в репертуарах ведущих театров.
Все начинается во дворце короля Флорестана, где празднуют крестины новорожденной принцессы Авроры. На праздник прибывают добрые волшебницы с дарами. Внезапно раздаются звуки трубы — в колеснице, запряженной крысами, появляется фея Карабос. Ее забыли пригласить. С насмешкой она сообщает, что Аврора навеки заснет от укола веретеном. Присутствующие объяты ужасом. И только фея Сирени, не успевшая сделать подарок принцессе, обещает: «Аврора уснет не навсегда — прекрасный принц разбудит ее поцелуем любви». Так начинается известная каждому сказочная история.
Когда: 26 мая в 19:00, 27 мая в 14:00 и 19:00.
Опера «Волшебная флейта» Постановка стала последней и одной из самых любимых в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта: он создал ее всего за два месяца до смерти. Взялся за нее автор при весьма необычных обстоятельствах. Так получилось, что в 1790–1791 годах композитор находился на пороге нищеты. После смерти императора Иосифа II, при дворе которого оперы композитора имели успех, интерес к музыке совсем упал, не было заказов и от богатых аристократов. И тут давний приятель Моцарта, актер Эмануэль Шиканедер предложил свое либретто для создания оперы «Волшебная флейта». Композитор тут же с увлечением взялся за дело. Но не только из-за денег — ему очень понравился сюжет произведения.
За основу сюжета Эмануэль Шиканедер взял сказку «Лулу» Христофа Виланда (создатель первого журнала о литературе и искусстве в Германии — «ПГ»), но переработал ее в духе популярной тогда экзотической фантастики. Так, в опере появился мудрец Зарастро на огромной колеснице с дикими львами, мстительная Царица ночи и волшебные феи.
Когда: 1 мая в 17:00.
Опера «Ночь перед Рождеством» Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но композитор считал, что не вправе браться за его разработку, поскольку сюжет уже был использован в опере Чайковского «Черевички» («Кузнец Вакула» в первоначальной редакции — «ПГ»). Когда в 1893 году Чайковский умер, Римский-Корсаков больше не считал себя связанным какими-либо обязательствами и приступил к делу. Но свою оперу он задумал иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом, а в сказочном плане.
В опере, как и в книге, в последнюю ночь перед Рождеством ведьма Солоха по древнему обычаю запевает колядку. Но тут появляется ее приятель — Черт. Он страшно зол на кузнеца Вакулу, который нарисовал картину, где люди гоняют поленьями и прутьями всякую нечисть, в том числе и его — Черта. Рогатый хитрец подговаривает Солоху вместе насолить кузнецу и украсть месяц, устроив тем самым непроглядную темень в Диканьке. За невероятным началом следуют не менее удивительные события.
Когда:19 и 29 мая в 19:00.
Одноактные балеты Баланчина Работы Джорджа Баланчина долгое время стояли особняком в мире хореографического искусства. Дело в том, что хореограф предпочитал не отвлекать публику от танца. Поэтому подчас отказывался от сюжетных линий, броских костюмов и объемных декораций. А это считалось неприемлемым даже для театров прошлого века. Зато партии в балетах Баланчина всегда удивляли своей сложностью и требовали от артистов серьезнейшей физической подготовки.
В «Мариинке» будут показаны четыре работы Баланчина: «Блудный сын», «Серенада», «Шотландская симфония» и «Аполлон». Подборка сделана не случайно. Произведения характеризуют разные периоды творчества балетмейстера. К примеру, «Аполлон» и «Блудный сын» были созданы им во время сотрудничества с Сергеем Дягилевым, «Серенада» и «Шотландская симфония» — в период становления американской балетной школы. Таким образом, всего за один вечер зрители смогут увидеть, как менялся стиль хореографа на протяжении жизни.
Когда: 14 мая в 17:00.
Опера «Тоска» «Да здравствует Родина! Вперед к свободе и независимости!» — вот призывы, волновавшие сердце каждого благородного итальянца в XIX веке. Патриоты вели ожесточенную борьбу за объединение Италии не только с французами и австрийцами, но и с наемниками Ватикана, не желавшими уступать свою власть. Драматичная эпоха с ее острыми конфликтами, как в зеркале, отражена в опере Джакомо Пуччини «Тоска».
В основе произведения — придуманный, но исторически верный сюжет, где друзья Анджелотти и Каварадосси символизируют самоотверженных борцов за свободу, Скарпья — мрачный мир тюрем, казней и предательства. Флория Тоска — певица, погибающая в водовороте борьбы за любовь, жизнь и свободу.
Когда: 13 мая в 19:00.