С 15 марта сотрудники МЧС в Приморье начнут работать в режиме повышенной готовности: они будут дежурить на акватории в круглосуточном режиме. Все потому, что уже через несколько дней в крае начнется период таяния льда, и количество происшествий в заливах Приморья увеличится в разы. Где в Приморье каждый год спасают рыбаков, после какого числа выход на лед будет запрещен и о чем с помощью смс будут предупреждать жителей, в интервью «Приморской газете» рассказал главный государственный инспектор по маломерным судам (ГИМС) Приморского края Леонид Маковецкий.
— Леонид Флорович, в каких числах в Приморье начинается сход льда и когда выход на акваторию будет запрещен?
— В некоторых бухтах лед уже начинает сходить, поэтому, чтобы избежать несчастных случаев, лучше уже сейчас закрыть сезон.
Но обычно рыбаки все равно занимаются подледным ловом еще несколько недель — в марте рыба становится активнее и клев улучшается. Поэтому для спасателей первый месяц весны самый напряженный. С 15 марта все силы МЧС в крае начнут работать в режиме повышенной готовности, так как наступает самый опасный период — сход льда. Традиционно в Приморье лед сходит с 18 по 25 марта, в последние три года — с 20 по 22 число. То есть в это время выходить на лед строжайше запрещено.
— Где именно в Приморье чаще всего приходится спасать людей?
— Самые уязвимые, так скажем, места в Приморье — это вся северная часть Амурского залива, в заливе Петра Великого это бухта Новгородская, также залив Славянка, часть небольших бухт острова Русский. В Уссурийском заливе — бухты Муравьиная, Суходол и Большой Камень. Здесь отрыв льда происходит очень быстро. Рыбак может утром выйти на лед, а уже после обеда поменяется ветер, оторвется припай (вид неподвижного льда в морях, океанах и их заливах вдоль берегов — ред.), и человека унесет на льдине в открытое море.
Кроме того, в марте на акватории часто образуется туман, из-за которого люди сразу не понимают, что их уносит. Только когда туман рассеивается, они видят, что дрейфуют на огромной льдине.
— Что нужно делать в такой ситуации?
— Звонить 010. Если не получится дозвониться до оперативных служб, нужно позвонить родным и сообщить, что произошло. И главное в таких ситуациях — сообщать ориентиры. Когда спасателям звонит человек и говорит, что дрейфует в Амурском заливе, мы толком не можем понять, куда именно ехать. Поэтому нужно назвать хоть какие-то ориентиры, например, трубу ТЭЦ, Вторую Речку, мыс Песчаный, то есть то, что человек видит.
— А если все же захочется в середине марта поехать рыбачить на лед, как рыбаку себя обезопасить?
— Во-первых, узнать прогноз погоды. Если возможен сильный ветер и отрыв льда, то лучше не рисковать. В этом году мы будем предупреждать приморцев о таких явлениях с помощью смс, с сотовыми операторами уже договорились. Будем рассылать, например, такие сообщения: «Просим обратить внимание, что 15 марта в бухте Новгородской возможен сильный ветер, взлом припая и отрыв льдин».
Если вы все же поехали на рыбалку, возьмите с собой свисток. С его помощью спасатели смогут найти вас даже ночью — видимость на акватории плохая, а вот слышимость отличная. В этом году в районе Санаторной мы уже спасли двух заблудившихся рыбаков: у них были с собой свистки, и бригада на катере их быстро отыскала. Так что обошлось без последствий.
— Можно ли как-то визуально определить прочность льда, чтобы понять: стоит на него выходить или нет?
— Крепкий лед — прозрачный и толстый на вид. Если лед мутный, мутно-зеленый и рыхлый, когда вы становитесь на него, он мокнет, то такой лед ненадежный, на него выходить нельзя.
— Выезд на лед в крае запрещен. А теоретически есть ли у человека возможность выбраться из тонущей машины?
— Шансы минимальные. Очень сложно преодолеть тягу воды, которая давит на автомобиль, то есть вы не сможете открыть дверь или выбить окно. Кроме того, люди одеты по-зимнему, в такой одежде сложно выбраться из тонущей машины.
Я заметил, что очень часто те, кто ездит в своих машинах по льду, открывают окна. Они специально это делают, чтобы, если авто провалится, успеть выпрыгнуть. Не факт, что у них это получится, поэтому лучше просто не выезжать на автомобиле на лед.
— А как вести себя человеку, который провалился в прорубь?
— Если провалились под лед, главное не паниковать. Нужно выбираться в том же направлении, откуда вы шли, потому что в этой стороне лед точно был крепким до определенного момента, до фатального шага. Нельзя резко выпрыгивать из воды — нужно потихоньку, постепенно подтягиваясь, выбираться из проруби.
Когда выберетесь, не нужно сразу вставать и бежать к берегу, потому что лед может снова обломиться. Лучше несколько метров катиться, а уже ближе к берегу можно встать и пойти. И не снимайте мокрую одежду, пока не окажетесь в теплом помещении, иначе есть риск серьезно простудиться и обморозиться.
— Как помочь человеку, который провалился? Есть же определенная тактика спасения таких людей?
— Если вы увидели, что человек провалился под лед, то не стоит бежать к проруби, к ней нужно ползти. При этом к самой кромке нельзя подползать ни в коем случае, иначе можно провалиться. Между «спасателем» и прорубью должно быть расстояние больше метра.
В идеале нужно взять длинную палку и протянуть ее утопающему. Если нет палки, возьмите шарф, куртку, свяжите между собой несколько предметов одежды и бросьте утопающему. Тот в свою очередь должен ухватиться за них и постараться потихоньку выбраться на прочный лед, главное — без резких движений.
Фото Глеба Ильинского
— Среди других субъектов РФ Приморский край как-то выделяется по количеству происшествий на льду: у нас их больше или меньше?
— Зимой у нас происходит намного больше несчастных случаев, чем в других регионах страны. Одна из причин заключается в том, что акватория находится в шаговой доступности. Кроме того, за последние несколько лет число рыбаков, занимающихся подледным ловом, увеличилось в несколько раз. Десять лет назад на лед выходили 400–500 рыбаков в день. Сейчас — от 10 тыс. в будние дни до 15–20 тыс. в выходные и праздничные дни.
— Что еще нужно делать приморцам, чтобы избежать несчастных случаев на льду?
— В зимний период всем нужно быть внимательными, не только сотрудникам МЧС. В детских садах, школах и вузах преподаватели должны проводить беседы. Людей, особенно детей, нужно неустанно предупреждать, что выход на лед опасен.
Крайне важно, чтобы в период таяния льда даже обычные прохожие были внимательными и не оставались равнодушными. Если на льду гуляют дети, то нужно подойти к ним, постараться уговорить сойти на берег, пригрозить вызвать оперативные службы. Возможно, таким образом вы спасете чью-то жизнь.