Елена Стихина: «Тоска» никогда не уйдет из репертуара театров»

11:34 02 апреля 2015
4921
0
alt=

В эти выходные, 4 и 5 апреля, Приморский театр оперы и балета представит публике премьерное исполнение оперы «Тоска» Джакомо Пуччини. В основе постановки – история любви примадонны сцены Флории Тоски и художника Марио Каварадосси. О подготовке к премьерному показу «Приморской газете» рассказала исполнительница главной роли, солистка Приморского театра оперы и балета Елена Стихина.

– Елена, для начала давайте немного познакомимся. Как начинался ваш творческий путь и где вы успели поработать до того, как впервые вышли на сцену Приморского театра оперы и балета?

– Я окончила Московскую музыкальную консерваторию. После работала в русско-немецком ансамбле молодых исполнителей. Вела концертную деятельность, но все время мечтала о работе в театре.

Год назад решила рискнуть и попробовать пройти конкурс в Приморский театр оперы и балета. Меня взяли на партию Недды в оперу «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. С этого и начался мой путь в театре.

– Не страшно было переезжать из Москвы в Приморье?

– Я родом из очень маленького города в Свердловской области. Поэтому совсем не страшно. Не могу сказать, что я – авантюристка, но всегда была уверена, риск – дело благородное. И сегодня я очень рада, что все именно так получилось. Театр новый, красивый, приятный коллектив – мне здесь нравится.

– В прошлом году театр изобиловал премьерами. Каково работать в столь напряженном графике?

– На самом деле, год закончился, но ничего не изменилось. График до сих пор очень напряженный. Репетиции идут каждый день с утра до вечера. А это и  физическая занятость, и эмоциональная. Домой прихожу порой настолько уставшая, что нет сил даже маме позвонить. Но менять ничего не хочу.

– Вы по натуре – трудоголик?

Сцена во втором акте оказалась самой тяжелой для актеров.

– Скорее да, чем нет. Но все музыканты преданы профессии. И очень часто, даже если мы и требуем времени на личную жизнь, позже все равно посвящаем его любимому делу.

– Произведения Пуччини отличают сложные вокальные партии и постоянный накал страстей. В «Тоске» это тоже чувствуется?

– Музыка Пуччини вообще подразумевает проживание всех подвластных человеку эмоций на сцене. Это всем известное веристское направление, которое и основал композитор. Исполнение отдельных арий предполагает пение на грани, за которой чувства захлестывают героев. И в Тоске это тоже чувствуется, причем как нельзя лучше.  Для крепкого драматического сопрано у нее очень высокая тесситура. Ты – все время наверху, а нужно еще и еще выше. Но так диктует характер Тоски. Как иначе показать ее переживания, как не через музыку?

– В разное время Тоску исполняли Мария Каллас, Мирелла Френи. Перед тем как создавать свой образ героини, вы оценивали работу этих певиц?

– При подготовке к спектаклю я вообще не люблю смотреть на то, как это делали до меня. Сразу невольно начинаешь копировать. Только когда партия вылеплена, я позволяю себе посмотреть на чужую работу, и, может быть, взять из нее какие-то особенности. Ведь даже у перечисленных див сцены опыт гораздо больше, чем у начинающей меня.

– Какая сцена оказалась для вас самой сложной в опере?

– Сцена во втором акте, где Скарпио затаскивает Тоску к себе, чтобы изнасиловать. В это время звучит самая известная ария Тоски. И вокально, и драматически это  тяжелейшее место во всей опере.

– А вам лично близок образ Тоски?

Премьера спектакля пройдет 4 и 5 апреля.

– Согласно либретто, Тоска – оперная певица, и этим мы похожи. Но характеры у нас  разные. В жизни я – спокойный человек, а она – примадонна и в жизни, и на сцене.

– Главные мужские роли в премьерной постановке исполнят такие мастера оперного пения, как Ко Сон Хён и Олег Полпудин. Легко было сыграться?

– С Олегом Полпудиным мы знакомы со времен Московской консерватории. У него красивый голос, полный диапазон, и он изумительно справляется со своей партией.

Ко Сон Хён – профессор из Южной Кореи и выдающийся баритон современности. Год назад мы работали вместе в «Паяцах», он исполнял роль Тонио, а я пела Недду. Помню, первый раз на репетиции дуэта, как только он начал петь, я напрочь все слова забыла. И в голове лишь одна мысль: «Господи, что же я тут делаю?».

Сейчас немного привыкла, но впечатления от работы все равно потрясающие. С этим артистом не нужно сыгрываться. Ко Сон Хён только выходит, а его энергетикой уже вся сцена пропитана.

Кстати,17 и 19 апреля в театре выступит Владимир Галузин. Он исполнит партию Каварадосси. И я считаю это большой честью для себя – выступать на одной сцене с певцом такого уровня.

– Перед премьерой «Доктора Живаго» вы говорили о том, что образ должен перебродить, как хорошее вино. Ваша Тоска уже готова?

«Тоска» – это постановка о жизни, как она есть, о человеческих чувствах.

– Пока нет. И более или менее готовой она будет только через два-три исполнения. Бывает, вокалисты несколько лет выходят на сцену и все равно каждый раз добавляют что-то новое в образ своего героя. Невозможно два раза одинаково прочитать стихотворение и невозможно два раза одинаково спеть одну арию.

– Голос – это главный инструментарий певца. Вы как-то ухаживаете за своим голосом?

– Обязательно. И в этом ухаживании самое главное — крепко спать, хорошо питаться и стараться находить радость в каждом дне своей жизни. Ведь когда ты выспавшийся, сытый и счастливый, даже такой процесс, как пение, дается довольно легко.

– Джакомо Пуччини написал свою «Тоску» более века назад, но и по сей день это сочинение одно из самых репертуарных театральных произведений в мире. Постановщики любят ставить «Тоску», вокалисты – петь, а публика – смотреть и слушать. На ваш взгляд, в чем секрет?

– В том, что с течением веков принципиально ничего не меняется. Политики остаются политиками, музыканты – музыкантами, а ремесленники – ремесленниками. Люди все также любят и страдают. «Тоска» – это постановка о жизни, как она есть, о человеческих чувствах. И именно поэтому пьесы, подобные «Тоске», никогда не уйдут из репертуара театров.

СПРАВКА "ПГ":
Елена Стихина родилась в г. Лесной Свердловской области. В 2012 г. окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс доцента Л. Рудаковой). В период обучения в консерватории стала первой исполнительницей «Цикла на стихи персидских поэтов» Ф. Хайдаровой, произведений «Моя любовь», «Музыкальное приношение А. Тарковскому», «Цикл произведений на стихи А. Вознесенского» К. Ширяева. В 2010–2012 гг. выступала на концертах «Фонда развития и содействия творческой молодежи Л. Рудаковой». В 2011 г. вышла в полуфинал престижного конкурса «Competizione dell’ Opera». В 2012–2014 гг. обучалась в Центре оперного пения им. Г.П. Вишневской (класс народной артистки СССР, профессора М. Касрашвили). С 2012 г. – солистка русско-немецкого камерного коллектива молодых исполнителей «Ensemble 2012». В феврале 2012 г. на праздновании юбилея Московского государственного академического камерного хора (художественный руководитель В. Минин) исполнила партию Девушки в оратории Г. Галынина «Девушка и Смерть» на стихи М. Горького (дирижер А. Левин). В июне 2012 г. в музее им. В.И. Ленина на Красной площади приняла участие в открытии года Германии в России, а также в открытии III международного студенческого форума (Берлин, Германия) в рамках перекрестного года России в Германии. В 2013 г. участвовала в «Beethovenfest» (г. Бонн, Германия), Opernwerkstatt (г. Зигрисвиль, Щвейцария). С 2014 г. – солистка Приморского театра оперы и балета.

 

Наталья Шолик

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление