Дайверы до сих пор не теряют надежды поднять со дна моря в Приморье ценный груз

15:51 31 октября 2014
9771
0
alt=

7 октября 1906 года в Уссурийском заливе произошла крупная морская катастрофа с человеческими жертвами. Грузопассажирский пароход «Варягин» под командованием капитана Ивана Овчинникова в этот день совершал обычный каботажный (прибрежный) рейс, направляясь из Владивостока в бухту Гонькоудзы (иначе Кангауз, теперь Суходол. – «ПГ»). Около 9 часов утра судно содрогнулось от мощного взрыва, и «Варягин» быстро затонул на глубине около 25 метров, унеся с собой почти всю команду и пассажиров. Все произошло столь быстро, что судовые спасательные средства задействовать не удалось... По числу жертв эта катастрофа и поныне остается самой крупной в истории дальневосточного судоходства России.

Владивостокская газета «Дальний Восток» сообщала о взрыве

Что случилось?

Уже на следующий день, 8 октября, владивостокская газета «Дальний Восток» под заголовком «Взрыв парохода «Варягин» с человеческими жертвами» сообщила: «Вчера, в 6 часов вечера, во Владивостоке получено несколько телеграмм, извещающих о гибели товарно-пассажирского парохода «Варягин», принадлежащего г. Зотову. Пароход «Варягин» отошел из Владивостока вчера, рано утром, и несколько часов спустя, наткнувшись на плавучую мину в Уссурийском заливе, у Шкотова, взорвался и затонул. Погибло 200 пассажиров; 20 спаслось. На место гибели отправлены два парохода. В спасении пассажиров, между прочим, принимало участие несколько китайских шаланд».

Эта же газета 10 октября 1906 года приводила такие подробности крушения:

«Сообщаем дополнительные сведения по поводу гибели парохода «Варягин» со слов очевидца, часового мастера Лерха, проживающего в доме Добровольского по Маньчжурской улице. Пароход «Варягин» отошел из Владивостока в 7 час. утра и натолкнулся на плавучую мину в 9 часов 15 минут утра.

– Взрыв был страшный – рассказывает г. Лерх. – Пароход пошел ко дну в одну минуту после столкновения с миной.

На пароходе находилось более 300 пассажиров – русских китайцев, корейцев, из них спаслось около 14 человек. Из команды спаслись: командир, старший помощник, 2 матроса и служащий китаец. Спасали пассажиров 3 шаланды, и только. Помощь пришла слишком поздно».

Еще через несколько дней, 14 октября, «Дальний Восток» уточнил, что «при гибели парохода «Варягин» спаслось до 55 человек». Как видим, данные о жертвах сильно расходились, разнятся они и сейчас; обычно считается, что катастрофа «Варягина» оборвала жизни около 250 человек (иногда называется цифра 136) , а спаслось, по разным сведениям, от 15 до 50 человек, в том числе капитан судна.

Осенью 1906 года «Товарищество пароходных предприятий на Дальнем Востоке» (более известное как «Пароходство прапорщиков»), арендовало у владивостокского купца Алексея Варягина пароход, носящий его имя, для использования на каботажных линиях Японского моря. Водоизмещение «Варягина» – всего 950 тонн, то есть судно было небольшое; тем не менее в этот день на борт было принято 13 пассажиров первого класса и 210 пассажиров третьего класса, а также разнородный груз. Обогнув мыс Басаргина, судно сначала шло в миле от берега, а затем легло курсом на бухту Суходол. Именно в это время и произошел неожиданный взрыв…

Кто виноват?

Разумеется, по делу о гибели парохода проводилось расследование. Специальная комиссия Владивостокского военного порта установила, что одной из причин трагедии стало отсутствие на борту карт с указанием районов минных заграждений со времени окончания Русско-японской войны. Самое обидное, что «Варягин» подорвался, судя по всему, на русской мине… В то время в этом не было ничего необычного: так, за пять месяцев до «Варягина», в мае 1906 года, следуя из Одессы во Владивосток, близ острова Аскольд подорвался на мине и затонул с полным грузом пароход «Князь Горчаков». Тогда обошлось без жертв, а мина была объявлена японской. Конечно, все капитаны пароходов получали уведомление, текст которого ниже приводим полностью.

«Согласно постановления Временного комитета по заведыванию Владивостокским коммерческим портом от 27 марта 1906 г., всякое входящее с моря и выходящее из Владивостока коммерческое судно обязано брать лоцмана для проводки такового между минными заграждениями. Из этого исключаются суда, занимающиеся прибрежным каботажным плаванием, которых местопребывание во Владивостоке.

Между тем замечено, что некоторые суда игнорируют вышеизложенное постановление, не заходят на остров Аскольд за лоцманом и не отвечают на сигналы и выстрелы с маяка, а идут прямо во Владивосток без лоцмана, почему капитаны таковых судов, во избежание несчастных случаев быть взорванными на минах (случай с пароходом «Сильвия»), будут привлекаться к ответственности. Капитан над Владивостокским коммерческим портом полковник Егерман».

Поскольку случай с «Варягиным» был из разряда исключительных, капитан Иван Овчинников в итоге следствия был освобожден от ответственности, несмотря на количество погибших. Сразу после окончания расследования поверенный Алексея Варягина, «парохода и человека», подал военному губернатору Владивостока прошение: он надеялся на приемлемую компенсацию понесенных убытков. В перечне имущества, утраченного при гибели судна, первым пунктом упоминался некий «особо ценный груз», а вторым – 60 тыс. руб. золотом, следовавших в сопровождении чиновника и охраны. Кстати, в такую же сумму был оценен и сам погибший пароход. Но Алексею Варягину в покрытии убытков от гибели судна было отказано. Как он разобрался со своими страховщиками, история умалчивает…

Поиски без находок

Владивостокский историк и краевед Алексей Буяков, опираясь на архивные изыскания, считает, что неназванный ценный груз по своей стоимости значительно превышал «золотой запас» затонувшего парохода. Возможно, именно этот груз было решено поднять со дна в первую очередь, причем занялся этим сам капитан «Варягина» (думается, не случайно). В 1913 году, получив необходимое разрешение от властей, Иван Овчинников организовал судоподъемную экспедицию. Работая на глубине 13 сажен (около 26 метров), водолазы обнаружили пароход и извлекли часть груза, впрочем, не добравшись до золота. Предполагалось провести подготовительные работы для подъема всего судна, однако, как сообщалось в прессе, его «сильно замыло песком, что требует громадных затрат».

Начавшиеся осенние шторма заставили перенести работы на следующий, 1914, год. Разумеется, начало Первой мировой войны и все последующие события в России заставили забыть о «Варягине» и его многомиллионном грузе. По крайней мере, каких-либо документальных свидетельств о работах, производимых на месте гибели судна, мы не имеем. Есть слух, что в 1990-х годах было проведено несколько поисковых экспедиций в этом районе и пароход вроде бы был обнаружен, но о находке золота не сообщалось... Если его подняли тайком, то молчание вполне естественно.

Однако любители приключений (не только приморские, но и со всей страны) не теряют надежды, что золото, как и другой «особо ценный груз», на «Варягине» имеется в целости-сохранности и может быть извлечено на поверхность.

Надо заметить, что по количеству упоминаний «Варягин» занимает едва ли не первое место на сайтах кладоискателей (есть и такие) и дайверов. Понятно особое отношение людей авантюрного склада характера к такому объекту, но совершенно непонятно отсутствие интереса у государства к столь значительному «золотому запасу», лежащему на относительно небольшой глубине. На этот счет существует версия, что его груз (тот, что «дороже золота») без особой шумихи был извлечен компетентными органами, поскольку представлял собой… новое (по тем временам) секретное оружие, которое перевозили на другой берег Уссурийского залива для испытаний. Возможно, его поднял еще советский ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения – «ПГ»), славившийся своими успешными спасательными операциями, зачастую уникальными.

Так или иначе, история «Варягина» абсолютно документальна и потому, как мне кажется, заслуживает окончательного выяснения вопроса о золоте и ином «ценном грузе», возможно, и поныне находящемся в его трюмах.

Иван Егорчев, действительный член Русского географического общества – Общества изучения Амурского края

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление