«На время осадного положения — закрыть все питейные заведения»

13:52 15 июля 2017
1349
0
alt=

Все время, пока существует государство (по крайней мере, российское), оно борется с пьянством и алкоголизмом. Особых успехов в этом не отмечается, хотя что только не испробовано: от прямых и косвенных запретов до убеждения и молитв, от магии и лекарств до амулетов и гипноза. Тем не менее, отучить народ выпивать не удавалось, и в употреблении спиртного были замечены даже выдающиеся деятели нашей истории (что, к слову, не помешало им стать таковыми). Об этом сообщает «Приморская газета».

Так, строки протокола донесли до нас детали скандала, случившегося в Петербургской академии наук 7 мая 1743 года. Молодой адъюнкт Михайло Ломоносов, «напившись пьян», явился в географический департамент и обругал профессоров «многими бранными и ругательными словами… чего и писать стыдно». При этом «крайне поносный знак (кукиш) самым подлым и бесстыдным образом против них сделав». Кроме того, Михайло Ломоносов «грозил профессору Винсгейму, ругая его всякой скверной бранью, что он ему зубы поправит, а советника Шумахера называл вором». Нехорошо, конечно, но зато сразу видно, что не какой-нибудь немец. Чистый русак… 

Место, где продается вино, всегда будет кабаком…

Суть проблемы, как мне кажется, еще в 1899 году обозначила газета «Восточный Вестник». Вот что она писала: «Для того же, чтобы улучшить существующий порядок винной торговли, следует, прежде всего, разрешить в казенных винных лавках распивочную продажу вина с обязательной продажей горячей пищи... Надо прямо и ясно взглянуть на вопрос и признать тот несомненный факт, что способ  потребления вина в народе нельзя изменить сразу никаким законом, что изменение это, сколь оно не желательно, может, однако, совершиться только постепенно с подъемом уровня нравственности нашего народа, с его духовным развитием и увеличением его материального благосостояния».

И далее была сказана ключевая фраза: «При настоящих условиях жизни всякое место, где продается вино, всегда будет кабаком, как бы это место официально ни называлось. Это неизбежное пока зло, которое приходится терпеть, и вся работа правительства и общества должна состоять в том, чтобы уменьшить по возможности  вред, причиняемый кабаком». Действительно, похоже, что история борьбы государства с пьянством подсказывает нам: не надо считать злом собственно алкогольные напитки, следует «работать» с человеком, употребляющим их. Но вот опять запрещают приобретать спиртное в определенное время суток или продавать пиво в таре 1,5 литра. Как будто это поможет тому, кто хочет напиться.

К слову сказать, постоянно велись и поиски средства от пьянства. Еще более века назад газеты писали, что найдено «абсолютное» лекарство для избавления от этого недуга путем спаивания лошадей и добывания из их крови некоего чудодейственного препарата «антиэтилина»... Печаталось и такое объявление: «Сим удостоверяю, что я принимал «Ситровин» и вполне излечился от пьянства, даже не переношу водочного и винного запаха, за что большое Вам спасибо. Всем своим товарищам рекомендую Ваше излечившее меня средство «Ситровин». Он стоит в аптеке очень дешево. С почтением к Вам Г. А. Кастерин». Ну, собственно, примерно такие же рекламные завлекалки появляются в газетах и сейчас…

ЗАПРЕТ НА БУФЕТ

Гораздо чаще власть уповала на разного рода запреты. Так, еще в 1885 году владивостокская управа приняла такое постановление: «В видах охранения в городе должного порядка и благочиния, воспрещена вовсе продажа крепких напитков по улицам: Светланской (от Алеутской до Китайской), затем — от Приходской церкви до Ключевской улицы; по Первой Портовой на всем протяжении ее и на 30 сажень в обе стороны от улицы Светланской, Первой Портовой и Афанасьевской, по пересекающим их улицам; на всем протяжении Первой Морской улицы и во всех кварталах, лежащих к югу от этой улицы». Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что во всем центре Владивостока алкоголь нельзя было купить.  

Запреты вводились и позже. Так, в 1905 году, в разгар революционных волнений, газета «Дальний Восток» печатала такой приказ коменданта Владивостокской крепости генерал-лейтенанта Георгия Казбека: «Для прекращения пьянства среди нижних чинов гарнизона и портовых и др. казенных рабочих и мастеровых нахожу необходимым закрыть на все время осадного положения крепости Владивосток все находящиеся в ней питейные заведения, торгующие крепкими напитками распивочно и навынос». Но уже в следующем году та же газета сообщала следующую новость: «Чинами 3-й части арестован за буйство в нетрезвом виде городовой Ефим Горов. Он отправлен в кутузку для вытрезвления». Что же тут говорить о рабочих?..

В разные годы спиртное запрещали продавать в определенные часы и даже дни близ школ и больниц, на вокзалах и в поездах… Студентов выводили из ресторанов, разрешая им кутить только в Татьянин день. Офицерам категорически запрещалось посещать шантаны и кабаре, а нижним чинам — кабаки. Но ничего не срабатывало: запреты обходились хитроумными способами, спиртное проникало даже в тюрьмы и арестные дома. Власти порой шли на самые непопулярные меры. «Владивосток» в декабре 1900 года сообщал: «Мы слышали, что по примеру других городов сегодня с 7 час. вечера и до 12 час. дня 25 декабря будут закрыты все рестораны. Эта основательная и разумная мера дает возможность некоторым завсегдатаям встретить «Свят вечер», по крайней мере, не в кабаке».

ПЬЯНСТВУ — БОЙ!

Применяли в царской России и такую форму борьбы с пьянством, как создание обществ трезвости. Так, в 1900 году появилось подобное сообщество в селе Осиновка (сегодня Михайловский район). Возникло оно по инициативе местного священника Григория Вакулина, который в конце июля написал епископу Владивостокскому и Камчатскому Евсевию следующее: «Пагубнейший из пороков человечества — пьянство, к великому прискорбию, глубоко укоренилось и среди вверенной моему недостоинству паствы. Без сожаления нельзя смотреть на человека, это разумное Божье создание, при опьянении уподобляющегося бессловесному животному… Заручившись сочувствием некоторых лучших прихожан, я порешил для успеха борьбы с нетрезвостью крестьян открыть при местной церкви Общество трезвости».

Благословение епископа было дано, и вскоре такое общество, приняв свой устав, начало действовать. Его члены обязывались в течение намеченного срока (один, два, три или более лет) не пить водки, вина и пива, «отклонять других от пьянства» и стараться не угощать напитками гостей в праздники и по случаю семейных событий. Нарушившим этот обет два раза делался выговор, а на третий он исключался из общества. Правда, в случае болезни употребление водки и вина «как лекарства» разрешалось. Для проведения агитации и пропаганды общество устраивало бесплатную библиотеку, по праздникам и воскресеньям проводило народные чтения с «туманными картинами» и организовало хор. В общество могли вступать лица обоего пола любого вероисповедания старше 14 лет.

Поначалу в трезвенники записалось 50 человек — 38 мужчин и 12 женщин; всего в церковном приходе было 2500 человек. Почетным членом общества стал сам епископ Евсевий. Первым смельчаком на селе оказался крестьянин Архип Барабаш, на Пасху отметивший крестины своей дочери без выпивки. Григорий Вакулин писал в своем отчете за первый год: «Случай этот вызвал в народе немало различных толков, как будто произошло что-то особенно сверхъестественное». Потом Алексей Шашель решился организовать после панихиды поминальный обед на 50 человек без водки и вина... В первый год существования в общество записался еще 71 человек, а вышло из него — 10 (видимо, не пережив такого надругательства над русскими традициями).

ПАНАЦЕИ НЕ БЫВАЕТ

Отношение к обществу вообще было принципиально разным, что вполне понятно. Насмешки и издевательства привычного к пьянству населения над «трезвенниками» сопровождали последних буквально на каждом шагу. Их называли «некрещеными», «сектантами», «хлыстами», даже «идолопоклонниками», упрекая в том, что они поклоняются попу, то есть делают то, что он говорит. Сам призыв священника к трезвости, несмотря на его авторитет, был встречен «крайне несочувственно, даже враждебно». Зато идея народных чтений оказалась крайне востребованной: только в зиму 1900-1901 года было проведено 15 таких занятий, на которых присутствовало в целом 1930 человек.

Судя по заметке из «Вестника казачьих войск» за 1901 год, пристрастие к «зеленому змию» имели не только крестьяне — казаки выпивки тоже не чурались. «Кабак является для станичника своего рода клубом: тут он и повеселится, и знакомых повидает, и про Китай услышит», — писала газета. — «Жизнь наша серенькая: днем по присутственным местам от 12 до 3 дел завершаем, обедаем в семье, соснем часок-другой, а там вечером в клуб в картишки или просто поболтать. Так что станичники по-прежнему вырисовывают зигзаги от винной лавки до своего куреня». К слову, в казачьих станицах никому и в голову не приходило давать зарок «не пить».

Что касается Осиновского общества трезвости, оно просуществовало примерно до 1910 года. Ему удалось при поддержке епархии распространить свою деятельность на другие селения Южно-Уссурийского края, включая Владивосток и Никольск. В 1906 году его усилиями в Осиновке появилась женская школа-читальня. Сам Николай Гродеков, приамурский генерал-губернатор, передал ей немало книг, среди которых были энциклопедический словарь в 14 томах, «Русская история» Костомарова, «История государства Российского» Карамзина, сочинения Гоголя и Некрасова. Но даже столь ценные книги так и не смоги отвлечь местное население от увлечения бутылкой…

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление