Экспозиция «От «Мира искусства» к «Аполлону». Журналы «личной свободы»» (12+) недавно открывшаяся в Главном корпусе музея имени Арсеньева (ул. Светланская, 20), привлекает посетителей своей неординарностью. Об этом сообщает «Приморская газета».
Экспозиция организована совместно с Государственным музеем российской литературы имени Владимира Даля и партнерами*.
Выставочный проект посвящен крупнейшим модернистским журналам Серебряного века: «Миру искусства», «Золотому руну» и «Аполлону», вписавшим яркие страницы в историю культуры и искусства рубежа XIX и XX веков.
— Выставка не про ширь, а про глубину. Несмотря на свой небольшой, камерный объем, она безгранична с точки зрения новых знаний и впечатлений, которые все мы можем получить об уникальном феномене времен Серебряного века, — подчеркнул, открывая торжественную часть выставки директор музея истории Дальнего Востока имени Арсеньева Виктор Шалай.
В экспозиции около 100 экспонатов, представляющих историю возникновения художественно-литературных журналов. Многообразие и новизну модернистских альманахов демонстрируют произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, созданные мастерами, принадлежавшими к творческому кругу каждого из них.
Как отметил в приветственном слове директор Государственного музея истории российской литературы имени Владимира Даля Юрий Бак, выставка уникальна в том числе и тем, что на ней среди экспонатов нет ни одного, повторяющего другие подобные экспозиции.
— Выставке способствовала огромная научная работа. Это попытка музейными средствами воссоздать важнейшую эпоху русской литературы и искусства. Журнальной эпохи, когда фундаментальную роль в развитии литературы играли именно журналы, — акцентировал Юрий Бак. — Литературные журналы — это был инструмент, который создавал литературные репутации. Все крупнейшие русские писатели прославились благодаря публикациям именно в журналах.
Так, «Записки охотника», вышедшие в «Современнике», принесли признание ранее никому не известному Ивану Тургеневу. Литература для нашей страны всегда являлась стержнем культуры. Даже живопись воспринималась в литературоцентричной системе — повествовательности.
— Мы зачастую смотрим на картину как на исторический сюжет. Поэтому наши посетители часто спрашивают: что на ней происходит, кто эти герои, какие взаимодействия между ними, — поделилась заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Гафар. — Именно рубеж XIX и XX веков, который мы чаще всего называем Серебряным веком, дал возможность не только литературе пойти дальше, но и подтолкнул к развитию русского авангарда. Именно в это время художники стали говорить языком изобразительного искусства — цветом, композицией, ритмом. А вот «продвинуть» (говоря современным языком) этот новый стиль, который сконцентрировался в модерне, помогли литературные журналы.
Помощь эта заключалась в том, что через критические статьи и обзоры читателей знакомили с новым видом изобразительного искусства, ведь живопись стала менее литературной. Поэтому этот период и стали называть Серебряным веком, ожидая, что затем настанет век Золотой.
Посетители смогут полюбоваться работами Виктора Васнецова, Константина Коровина, Константина Сомова, Кузьмы Петрова-Водкина, Марии Якунчиковой и других мастеров Серебряного века. Архивные материалы — фотографии, автографы, книги, журналы, письма — расскажут о создателях, меценатах, авторах и сотрудниках редакций, помогут раскрыть роль и значение модернистских журналов в организации культурной жизни России начала XX века.
*Партнеры выставочного проекта:
- Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля;
- Государственная Третьяковская галерея;
- Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова;
- Государственный музей-заповедник «Абрамцево»;
- Российская национальная библиотека;
Фонд Минзали Ишмуратовой.
Rubye
14 декабря 2022, 19:04Rosalie
14 декабря 2022, 21:09Cecelia
14 декабря 2022, 21:53Примгазета
15 декабря 2022, 05:28Tanja
26 января 2023, 09:40