Проект московского конструкторского бюро «Стрелка» по благоустройству локаций Владивостока вызвал споры в профессиональном сообществе. Слишком дорого, сложно и непрактично — вот далеко не все эпитеты, которые прозвучали от архитекторов краевого центра только в адрес Океанской набережной. По планам московских урбанистов, уже к осени 2018 года она появится на месте нынешней популярной у горожан набережной Спортивной Гавани. «Нам не интересно рисовать, нам интересно создавать работающие проекты», — парируют специалисты из столицы России. Все вполне реализуемо и даже не запредельно дорого — такую характеристику своему проекту дают сами его авторы. О том, что будет создано на месте набережной Спортивной Гавани и откуда пойдет финансирование проекта, «Приморская газета» выяснила у партнера КБ «Стрелка» Александры Сытниковой.
— Александра, давайте начнем с самого острого вопроса — проект вообще реализуем?
— Я сама архитектор, поэтому могу говорить крайне ответственно. Мы не предлагаем ничего запредельного. По нашему опыту (КБ «Стрелка» работает в 40 городах России) можем говорить о том, что все предложения всегда живые и практически применимые. В основе проекта всегда лежат легковозводимые конструкции. Естественно, которые должны быть крайне прочными. Но все же давайте разделим процессы: мы — проектировщики. Наша задача — создать дизайн-проект и в дальнейшем вести его реализацию, оживляя все предложенные решения. Мы уже три года работаем в «Моей улице» — это московский проект — где мы от эскиза до стройки сопровождаем все решения. Помогаем их адаптировать, делать их живыми. А решения по поводу финансирования принимаются совсем на другом уровне.
— То есть, в проекте вы использовали какие-то идеи, которые нашли подтверждение в других городах?
— В других городах нашла подтверждение общая концепция по предлагаемым нами решениям. Дело в том, что все города разные и процитировать их полностью нереально. Каждый проект уникален и неповторим ровно в той же степени, что и неповторим городской ландшафт. А ни с чем подобным Владивостоку нам сталкиваться не приходилось.
— Про Владивосток и его особенности мы обязательно поговорим, но чуть позже. Можно все же сначала самый главный вопрос: а откуда деньги на реализацию? Это один из самых больных вопросов при обсуждении проекта Набережной?
— В России существует государственная федеральная программа по преобразованию городской среды, которая предполагает ежегодное субсидирование городов. Программа реализуется КБ «Стрелка» совместно с Агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). И перед городом, в котором стартует программа, стоит задача — вместе с нами разработать жизнеспособный проект. Точнее, это у нас перед АИЖК задача — разработать некий план благоустройства, а задача города — этот проект помочь нам максимально продуктивно отработать. Продуктивно — это значит так, чтобы он максимально ответил запросу города. А вот уже задача Минстроя — профинансировать мероприятие. Да, конечно, в программе есть строчка о софинансировании, но это далеко не грандиозные объемы.
— Спасибо, ответ на один из самых острых вопросов снят. Теперь давайте поговорим об особенностях Владивостока. Как шло создание проекта и что приходилось учитывать?
— По стандартам работы нашей компании сначала всегда проходит комплексное исследование. То есть, сначала в город приезжают антропологи КБ «Стрелка» и проводят опрос жителей. Точнее говоря, они просто ходят по улицам, общаются, задают вопросы. В итоге составляется своего рода карта предпочтений, привязанностей и антипатий.
Надо сказать, что во Владивостоке мы не выявили никаких грандиозных всплесков негатива. Кроме того, что, в принципе, и так понятно — это отсутствие протяженных пешеходных маршрутов. То есть, здесь невозможно просто пройтись по улице, как средневропейских городах — невозможно.
И еще одна, даже несколько удивившая проблема, — это малое количество выходов к воде. Я имею в виду прогулочных выходов к воде.
— А в этой связи возникает вопрос — а много ли набережных будет перепроектировать КБ «Стрелка»?
— Да, так получилось, что практически все наши локации примыкают к воде. Но это естественно: любая вода — река, озеро, море — это очень сильные точки притяжения для жителей любого города. Но из всех локаций, попавших в объект нашей работы, максимально готовы сейчас жилой комплекс на острове Русский и набережная Спортивной Гавани. Хотя, по поводу последней, все вполне логично.
— Почему?
— Эта территория все же испытала на себе максимальное внимание городской власти — здесь относительно недавно проходило благоустройство. И это очень популярная прогулочная зона у горожан. Правда, сейчас, скажем так, как прогулочная используется только нижняя отметка — сама набережная, тогда как нам говорили, что раньше был популярен и верхний уровень. Тем более, что там открываются совершенно потрясающие виды на море. И мы хотим попробовать создать сейчас некую реплику старой прогулочной зоны наверху, с высадкой деревьев. Это обязательно, так как солнце у вас тут бывает нещадное. И самая главная задача, которая стояла перед нами — связать верхнюю территорию и нижнюю, обеспечить их проницаемость, так как пока они слабо доступны друг для друга. Чтобы попасть из одной точки в другую нужно очень много пройти. И это как раз и есть неуспех территории с точки зрения комфортности городской среды. Сейчас в проекте заложены несколько спусков, что расширяет прогулочную зону и дает возможность свободно перемещаться из одного уровня на другой.
Кстати, это не единственный вариант расширения. На нижнем уровне должны разместиться киоски и торговые павильоны, кафе и иные активности. И вот их крыши также станут прогулочными зонами. Это как балкон будет вдоль нижней набережной.
— Сейчас часть набережной в районе бывшего платного пляжа «Юбилейный» активно застраивается теми же кафе, магазинами. Их предполагается снести?
— Поймите, мы сами вообще не принимаем решений по поводу сносов чего-либо. Наша задача — разработать проект, исходя из тех условий, которые предоставляет нам город. Мы задаем вопрос: «Город, а что нужно?» И адресуем этот вопрос в администрацию. Особенно это касается имущественных вопросов. И вот для того, чтобы принимать адекватные и взвешенные решения, нам нужна очень активная работа с администрацией, городской и краевой. Наша задача —сделать такой проект, который будет работать. Нам не интересно делать картинки. И пока мы сейчас работаем на тех условиях, что предоставил город.
— А город идет навстречу?
— Честно говоря, если бы администрация была чуть более активной, это способствовало бы большему успеху проекта. Мы, кстати, воспользовались присутствием на третьем Восточном экономическом форуме и тем, что на нем очень много представителей администрации краевой, и заручились их поддержкой по реализации проекта. Договорились, что у нас общие цели и интересы и мы будем двигаться вперед вместе. Да, конечно, могло бы быть лучше, если бы власти города были более активны, но мы понимаем и про разницу во времени, и про разницу в расстоянии. Действительно, так сложнее работать. Но этот путь с нами идут и приморские компании, наши подрядчики, которые довольно активны и отрабатывают свою задачу.
— Насколько было сложно работать с Владивостоком? Именно с точки зрения его рельефа.
— В архитектуре нет более сложных или более легких задач. С Владивостоком работать интересно, в первую очередь, потому что здесь есть море. Мы в России с набережными работаем, но это реки. Да, они очень красивые, шикарные, сибирские. Но море имеет свою романтику и красоту. Кроме того, здесь очень интересный рельеф, с которым действительно сложно работать, создавая связанные маршруты. В горку мы ходить не любим, я сейчас говорю вообще о людях. Мы любим либо спускаться с горки, либо прогуливаться по ровной дороге. Но ведь это совсем не означает, что весь город должен переселяться на равнины, если хочет гулять. И вот задача архитекторов придумать решение.
Для нас это достаточно азартная задача —
связать уровни, причем так, чтобы было комфортно и интересно. Монте-Карло тоже с большим количеством уровней, но тем не менее, его любят, и огромное количество людей живет в этом городе. Сразу уточню: я не сравниваю сейчас Владивосток и Монте-Карло, я сравниваю сейчас рельеф. Мы сейчас пробуем в проекте сделать связки.
— Давайте представим, что вам активно пошли навстречу: заключен договор и уже вышли на этап составления проектно-сметной документации. В общей сложности, сколько времени потребует реализация проекта по, скажем так, модернизации набережной Спортивной Гавани?
— На самом деле, сроки действительно в огромном объеме зависят от оперативности администрации краевой и городской. Даже городской в первую очередь. Но вроде бы сейчас — по нашей информации — проект набережной в планах властей города стоит. Причем под реализацию в течение следующего года. А это значит, что надо начинать разрабатывать проектно-сметную документацию, причем уже в ближайшее время. И город тут должен выступить заказчиком. Если же говорить о том, сколько займет тот или иной этап, то на разработку проектно-сметной документации потребуется меньше полугода. Это, конечно, в том случае, если команда, которая над ним работает, сделает все оперативно. В этом случае выйти на стройку можно будет уже в грядущем строительном сезоне. То есть, уже весной 18 года. И если будет правильный выбор городом строительной компании, то стройка займет совсем не много времени. По моим оценкам, реализация возможна в течение следующего строительного сезона. К осени 18 уже можно получить реализованную набережную.
Dfit bvz
13 октября 2017, 05:56