Анна Ардова: «Для меня театр начался с вешалки»

11:22 09 декабря 2014
5677
0
alt=

Творческий вечер актрисы Анны Ардовой прошёл в Приморской краевой филармонии. Публике гостья представила концертную программу, состоящую, в основном, из романсов, а после Анна Борисовна встретилась с корреспондентом «Приморской газеты».

– Анна, в детстве вас окружало множество творческих талантливых людей. Каковы ваши главные ассоциации, воспоминания того времени?

– Мне посчастливилось родиться в семье писателя Виктора Ефимовича Ардова и актрисы Нины Анатольевны Ольшевской. Мои дедушка и бабушка были потрясающими людьми, очень гостеприимными. В нашем доме побывало огромное количество замечательных людей, среди которых Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Цветаева, Зощенко, Ильф и Петров, Русланова – то есть вся интеллигенция того времени. Все они общались и встречались у нас.

Анна Ардова на съемках ситкома «Одна за всех»

Мой дед писал для цирка и для театра, он был очень талантливый и даже создал несколько прекрасных книг. Моя бабушка – ученица Станиславского, блестящая актриса, которая сама ставила спектакли. Во время эвакуации она открыла театр им. Баталова в Бугульме, Баталов, кстати – старший сын моей бабушки. Однако, я уверена, многие помнят их именно по тому дому, где шла одна бесконечная гулянка, и где всем всегда были рады.

Традиции гостеприимства в нашем роду передались, и в моем доме всё всегда было также. Папа вкусно готовил, всегда кто-то приходил, и вот этот запах еды, это замечательное настроение – главные ассоциации с родным домом.

– Во МХАТ вы поступили с пятого раза. Почему так получилось, кажется, недостатка в наставниках не было?

– В том-то и дело. Когда твой дядя – Алексей Баталов, поступить в театральный вуз в принципе невозможно. Моя мама училась во МХАТе, мой папа учился во МХАТе, моя бабушка училась во МХАТе, и я поступала только во МХАТ. Я приходила, и мне сразу начинали приветы родным передавать, и… срабатывал зажим. Включалась ответственность за всю семью. Однако к пятому году я поняла, что я хочу быть только актрисой и обязательно стану ей, так что это хороший был путь, правильный.

Кстати, все это время, пока поступала, я работала. Сначала в «Мособлтрансэкспедиции» младшим экономистом, потом продавцом, затем в театре вахтером и гардеробщицей. Так что для меня театр начался с вешалки, как и положено по Станиславскому.

– У вас столько ролей, любимая из них какая?

– Ролей и правда много, но есть одна, о которой я жутко мечтала и которую долго хотела сыграть. Я пришла на первый курс к Андрею Александровичу Гончарову, а четвертый курс как раз ставил спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Прекрасный текст, потрясающая постановка, перевод Бродского, и главная героиня – Гертруда. И мне тогда, маленькой студентке, казалось, что никогда ее не сыграть. Но, прошло время, и как-то спросили: «А ты на Гертруду не хочешь? Нужен второй состав». Конечно, я с радостью согласилась.

А потом, помню, в первый раз, прибежала за кулисы и спрашиваю: «Что, вроде я все сыграла?». А мне: «Все, только шепотом». От страха все свои реплики я произнесла очень тихо, но благодаря тому, что зал был маленький, публика вроде расслышала.

Анна Ардова на съемках ситкома «Одна за всех»

Кроме этого с ролью Гертруды у меня связан самый смешной и страшный одновременно случай. Вот как он произошел. В конце спектакля я принимаю яд и падаю, а на меня наваливают горку «трупов». Прежде мне подсказали, главное – лечь на живот, подставить вниз руку, чтобы иметь возможность дышать, и чтобы никто не видел, что я дышу.

И вот я «умерла», отравилась как надо, сделала чётко пантомиму, легла и горжусь собой, на меня кладут Офелию, а я понимаю, … что она трясётся. Следом падает Гамлет и тоже трясётся. До меня доходит, что они смеются, и нет бы, мне это понять и успокоиться. Нет, я представила, как это из зала выглядит – трупы смеются. И начала хохотать, натурально, всем «ардовским» громким хохотом. Я прикусывала язык, губы, но остановиться не смогла.

А дальше шел текст Сергея Голомазова «должно быть, был момент, тогда, в самом начале, когда мы могли сказать – нет. Но мы как-то его упустили …». И тут герои должны повеситься, белые занавески, за которыми высвечивается качающийся силуэт – страшная, в общем, сцена. Сергей Анатольевич начал произносить фразу, и по тону, каким он ее произнес, я поняла – смерть пришла мне.

Затем меня, конечно, вызвали в репчасть, спросили, почему так получилось, но выговора, слава богу, не последовало. Кстати и теперь, спустя время, по смеху меня даже узнают. Мои друзья по сцене говорят: «Всегда слышно, когда Ардова в зале».

– Анна, пожалуй, сегодня вы самая многоликая актриса. Откуда берутся персонажи?

 – Серафима Аркадьевна Яблонжевская, например – это сборный образ. Сюда вошел мой мастер Андрей Александрович Гончаров, который любил приговаривать: «Ето, ето что ето?» А ещё в ней присутствует Екатерина Ивановна Потапова, бабушка с белорусским акцентом, у которой мы неоднократно останавливались в Крыму. Помню, я ей говорила: «Баб Кать, а можно я вам буду платить два доллара, как и платила раньше?» А она мне: «А чего это? Мне это как бабушке неинтересно-то. Все будут платить три, а ты два. Нет, мне это неинтересно-то».

С бабой Катей связана и вовсе гениальная история, нас много у неё жило. И артисты, и архитекторы, и врачи, а баба Катя всех нас терпела со всеми нашими «любовями – нелюбовями», песнями или наоборот рыданиями по ночам. Спать мы ей вообще, честно говоря, редко давали. Но о любви к нам может сказать такой поступок – однажды она отдала своего петуха, которых будил нас по утрам. Сначала она просто выходила к нему и говорила: «А чего это, чего это ты разорался опять? Все спят». А потом она отнесла его кому-то, чтобы он нам больше не мешал.

Анна Ардова на съемках ситкома «Одна за всех»

Единственное время, когда мы все затихали – это было время «Рабыни Изауры». Баба Катя уходила ее смотреть, и от нас требовалась полная тишина. Кухня была на улице, и вот мы выходили и потихоньку перешептывались, кушать варили, пока шел сериал. Как-то баба Катя вышла и сказала: «Слышь, артистка, поди-ка сюда, а чего это в кино, когда целуются, это чего это по-настоящему?» Я отвечаю: «Баб Кать, конечно, без языков, но губы то прикасаются». А она: «Ой, так это хочешь, не хочешь – захочешь!» Я: «Не волнуйтесь, баб Кать, держимся…».

Моя Гала – это тоже двор бабы Кати. У нас там жили украинцы, Любаня и Валера. Валера настраивал рояли, Любаня преподавала в музыкальной школе – чудесная интеллигентная семья. А еще Любаня варила вкуснейшие борщи, которые все у неё ели с похмелья. Помню, как-то ем борщ и спрашиваю: «Любаня, почему ты сама не ешь?» Она мне: «Ну, ты нормальная чи шо? Я лучше шоколаду съем». И вот это «Нормальная, чи шо?» – это у Галы от Любани.

Чучундры родились следующим образом. Однажды мне подарили абонемент в дорогой зал, а там таких девушек было море. Причем они ходили там голые, красота же неземная – грудь, губы, тонкая талия, и все время говорили по телефону своими поставленными голосами и очень матерно. Господи, как же убедительно они общаются со своими мужчинами! Разговор на полном серьезе: «Ты с ума сошел, я не буду ездить на этом Бентли». И главное, стоишь рядом и понимаешь, правда, как можно ездить на Бентли?

– «Иииу» тоже оттуда?

 – Нет, «Иииу» придумал наш сценарист, и даже за это премию получил. А сегодня уже так говорят многие.

 – Расскажите о своей семье? Кто с сыном занимается больше? У вас ведь актерская семья, а это значит, и папа, и мама очень занятые.

 – Времени, правда, всегда очень мало. Мой муж Александр Шаврин – артист, он пишет много инсценировок, пьес, стихов для мюзиклов. И вот, поскольку он часто создает дома свои тексты, то и сына всё же больше воспитывает он.

Кстати, можно сказать, что мой сын изначально появился благодаря песне. Однажды после премьеры в театре Маяковского, мы отмечали, и я спела «Пес Дуглас» Александра Вертинского. У моего будущего мужа Саши именно тогда что-то промелькнуло, и он начал за мной ухаживать.

Анна Ардова на съемках ситкома «Одна за всех».

Сын у меня с большим чувством юмора, и мне с ним очень повезло. Например, когда я его достаю, он говорит: «Женщина, да не кричи ты уже, надоела». Глаза закатывается, вздыхает, а ему 13 лет. Забавно. А ещё было такое, в квартире у меня есть помщница Танечка, но как-то она ушла в отпуск, и убираться пришлось мне самой. И вот я хожу с пылесосом, песни пою, вдруг пылесос резко выключается, сзади подходит сын, берет меня за плечи и говорит: «Кто ты такая, и куда ты дела мою мать?»

Помню ещё смешной случай. Как-то после премьеры пришла я домой очень поздно и очень громко, выходит сын в пижаме и строго так: «Женщина, ты меня разбудила». Я оправдываюсь: «Прости, сыночек, я не нарочно…». Он выслушивает и такой: «Ну ладно иди ко мне в объятья, убедила».

– А какие-то сложные моменты у вас бывают, как вы с ними справляетесь?

– Конечно, я ведь живой человек. И в такие моменты налегаю на макароны с оливковым маслом и черным перцем. Если на следующий день мне не надо на работу, к этому добавляется репчатый лук. Очень люблю репчатый лук с макаронами и красным вином – так для здоровья полезней. И очень редко себе такое позволяю. По театральной этике, артисты не могут, есть лук или чеснок в дни выступлений. И депрессию сразу как рукой снимает – столько счастья сразу.

А вообще по театральной этике много чего нельзя: в уличной обуви, например, на сцену выходить, семечки в зале есть – сборов не будет.

– Зрители привыкли видеть вас в скетчах и комедийных ситкомах, но сегодня вы пробуете новое для себя направление – вокал, исполняете романсы. Как вы пришли к этому, как формировался репертуар?

– Раньше, как и все нормальные люди, я пела только дома за столом и в капустниках в театре, но потом как-то очень захотелось, я носила в себе это желание, носила, боялась, боялась, а потом рассказала подруге, моему нынешнему концертмейстеру и аккомпаниатору Анне Петуховой. Она замечательный педагог, вместе мы стали пробовать, и у нас получилось.

Анна Ардова на съемках ситкома «Одна за всех».

Я помню, во время первого концерта так волновалась, что вышла на сцену раньше времени, и пить постоянно жутко хотелось. Мне поставили бутылочку воды со стаканом, а налить я не могла – руки тряслись. И вот пила через номер из бутылочки, а потом, когда немного успокоилась, взяла стаканчик, наливаю и слышу, как дама где-то в переднем ряду говорит: «Ну вот, наконец, нормально пить начала…».

В моём репертуаре много Вертинского. Его очень любил мне мой папа, он постоянно мне пел его, но вот не было у папы ни слуха, ни голоса. Когда я услышала настоящего Вертинского, чрезвычайно удивилась. Тем не менее, я выросла с ним и считаю своим долгом нести его дальше, людям.

Мне и самой Александр Николаевич очень нравится. Например, «Бал Господень». Люблю эту песню, в ней есть слова: «В этом платье печальном вы казались орленком, бледным маленьким герцогом сказочных лет». Орленком называли сына Наполеона, и, мне кажется, это страшно романтично. Наполеон, которым бредили все, которого мы победили, пришел к нам через Вертинского. Это очень интересно, наблюдать подобные цепочки, а у Вертинского их хватает.

– Анна, столько уже сделано. Что ещё хочется попробовать?

– Очень хочется уже сыграть хорошую роль в полнометражном кино. Только не в острой комедии, я подустала от скетчей. Может, в лиричной комедии или драме.

– А если предложение поступит от малоизвестного режиссера или будет касаться регионального кино, готовы рассматривать?

– Разумеется, за любой талантливый порыв. Пожалуйста, мне это очень интересно, я открыта для приглашений, предложений и каждое из них готова рассматривать.

СПРАВКА:
Анна Ардова Родилась 27 сентября в Москве, в актёрской семье. Бабушка Анны Ардовой – ученица Станиславского Нина Ольшевская, дед – известный писатель и драматург Виктор Ардов, дядя – Алексей Баталов. В 1994 году окончила ГИТИС – мастерская А. Гончарова. С 1995 года – актриса Театра им. Вл. Маяковского. Играла в скетчкоме «Женская лига: парни, деньги, любовь» на ТНТ (2006-2009). В 2009 году ей была предложена главная роль в шоу «Одна за всех» на телеканале «Домашний». Проект стал одним из главных хитов канала, а Ардова получила премию «ТЭФИ» за лучшую женскую роль в телесериале в 2010 году. Театральные работы: Театр им. Вл. Маяковского (работы прошлых лет): «Банкрот» А. Островский – Устинья Наумовна, сваха «Фарс только для взрослых» Н. Коляда – Римка «Приключения Буратино» А. Толстой ­­­­­­– Лиса Алиса «Ящерица» А. Володин – Жена Красноречивого «Жертва века» А. Островский – Шансонетка «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппард – Гертруда «Карамазовы» Ф. Достоевский – Мария Кондратьевна «Развод по-женски» Клер Бут Люс – Эдит, миссис Филипп Портер Играет в спектаклях текущего репертуара: «Август: графство Осейдж» Тр. Леттс – Барбара Фордам «Таланты и поклонники» А. Островский – Нина Васильевна Смельская «Чума на оба ваши дома!» Гр. Горин – Розалина Роли в кино: «Приключения в Лас-Вегасе (в производстве) (2012), «Настоящая любовь» (в производстве) (2012), «Оплачено любовью» (2011), «Моя безумная семья» (2011), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011), «Всё включено!» (2011), «Школа толстушек» (2010), «Синдром Феникса» (2009), «Огни большого города» (2009), «Женщина-зима» (2009), «Выхожу тебя искать» (2009), «Холодное солнце» (2008), «Счастливы вместе» (2006-2010), «Срочно в номер-2» (2008), «Почтальон» (2008), «Кружева» (2008), «И всё-таки я люблю…» (2008), «Репортёры» (2007), «Колобков. Настоящий полковник!» (2007), «Солдаты. Новый год, твою дивизию!» (2007), «Солдаты -9» (2006), «Солдаты-10» (2006), «Острог. Дело Федора Сеченова» (2006), «Капитанские дети» (2006), «Из пламя и света» (2006), «977» (2006), «Фирменная история. Яблокова» (2005), «Три мушкетера» (Украина) (2005), «Клоунов не убивают» (2005), «Дело о «Мертвых душах» (2005), «Формула» (2004), «Только ты» (2004), «Тайна Голубой долины» (2004), «Дети Арбата» (2004), «Всегда говори «всегда» (2003), «Чума на оба ваши дома!» (фильм-спетакль) (2002), «Виллисы» (2002), «Тоскующая телка» (короткометражный) (1997), «Если верить Лопотухину» (1983) и другие.

 

Наталья Шолик

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление