Персональная выставка короля российского видеоарта Дмитрия Булныгина открылась в центре современного искусства «Заря». Экспозиция включает самые яркие и интересные работы автора и является первой и пока единственной ретроспективой творческого пути московского художника. Об этом сообщает «Приморская газета».
Увидеть на выставке можно одну из недавних работ автора — «Аквариум». Инсталляция представляет собой огромный стеклянный ящик с рыбами, вода внутри которого постепенно иссякает. Стараясь спастись, обитатели ящика на глазах у зрителей сначала занимают места на поверхности водной глади, а после стараются стать как можно ближе к источнику, сохранившему последние капли. В конце рыбы погибают.
Фото Глеба Ильинского
— Кислород для рыб — важнейший жизненный ресурс, который, как мы видим, заканчивается, — прокомментировал для «Приморской газеты» автор. — Согласитесь, происходящее похоже на то, что мы наблюдаем в повседневной жизни? Люди постоянно находятся в поисках лучшей доли.
Другая работа «Вспомнить все» посвящена старым обоям, «сгорающим» на глазах у изумленных зрителей. Рисунок, изображенный на материале, можно было увидеть во многих квартирах советских граждан в 60–70-е года прошлого века.
— Работа посвящена людям, которые жили в советские времена. Дело в том, что обои тогда часто не менялись. Могло пройти огромное количество времени, кто-то выезжал из квартир, кто-то заезжал в них, а обои оставались на месте. Но сегодня и обоев тех почти не осталось, и люди многие от нас ушли, — рассказал собеседник.
Инсталляция «Экорше» способна и вовсе шокировать неподготовленного зрителя. Она представляет собой человеческое тело без головы, по которому «ползают»… дождевые черви.
Фото Глеба Ильинского
— Есть такой термин «экорше», что по-французски значит «ободранный». В заведениях, где учат изобразительному искусству, «экорше» называют скульптуры частей человеческого тела, которые срисовывают начинающие художники, — подчеркнул Дмитрий Булныгин. — Тело дождевого червяка состоит только из нервной системы и мускулов. Перед нами сейчас некое существо, которое лишь обладает признаками человека, но не имеет головы.
Еще один экспонат, «Союз 11», посвящен одной из самых трагичных страниц в истории Советского Союза — тому отрывку времени, когда люди только начинали осваивать космос. В 1971 году экипаж первой в мире орбитальной станции «Салют», проработавший на ее борту 23 дня и поставивший тем самым рекорд пребывания человека в космосе, так и не вернулся домой. Из-за отказа одного из клапанов произошла разгерметизация. Это случилось всего в 150 километрах от Земли.
— В советское время запуск космического корабля всегда предваряли специальными программами по телевизору, многочисленными обсуждениями, а вот о смертях умалчивали, — отметил Дмитрий Булныгин. — Помню, меня, маленького мальчика, происходящее тогда настолько поразило, что я навсегда перестал верить системе.
Интерактивный проект «Домохозяйки» Дмитрия Булынгина
Для того чтобы отразить свои переживания в инсталляции, художник использовал сахар. На замедленной съемке видно, как частички вещества, попадая в воду, медленно растворяются.
— Сахар может выдержать огромные тяжести, но разрушается, едва попадет в инородную среду — то есть в воду, — подчеркнул автор.
Интерактивный проект «Домохозяйки» Дмитрия Булынгина показывает, как важно уделять внимание каждой женщине. В инсталляцию встроен тепловой датчик, реагирующий на приближение человека. Как только рядом с картинкой появляется зритель, героини начинают неистово кричать, но стоит «кликнуть» по изображению мышкой (она располагается рядом), как они тут же замолкают.