Алена Даценко: «Приглашаем на Неделю премьер»

14:27 27 июня 2017
1378
0
alt=

Приморская картинная галерея готовится отметить очередной день рождения. В четверг, 29 июня, культовому культурному учреждению края исполняется 51 год. В честь этого события всю текущую неделю здесь будут открывать новые выставки, устраивать презентации, проводить творческие встречи. Подробнее о подготовленных для публики сюрпризах «Приморской газете» рассказала директор Приморской государственной картинной галереи Алена Даценко.

— Алена Алексеевна, как планируется отмечать 51-й день рождения в галерее?

— Хотя дата не юбилейная, наша публика уже привыкла, что в свой праздник мы дарим ей новые выставки и интересные проекты. Поэтому в пятницу, 23 июня, у нас стартовала Неделя премьер, гостей ждет целая серия мероприятий.

Неделя открылась вернисажем выставки западноевропейского искусства «Живопись старых мастеров: загадки и открытия». Эта выставка — еще одно доказательство того, что поиск новых фактов «биографии» картин старых мастеров продолжается. Главным условием при отборе произведений к экспозиции стало наличие в самих картинах, в их истории, в историях их владельцев неких тайн, загадок, нестыковок, уже разгаданных научными сотрудниками галереи или, наоборот, вставших перед ними в процессе исследования.

Название выставки символично: в последнее время наша коллекция претерпела атрибуционные изменения. Некоторые картины, которые значились как произведения неизвестных авторов, наконец обрели авторство. Другие, считавшиеся копиями, после всех необходимых исследований и экспертиз были признаны подлинниками.

— Как получилось, что подлинники считали копиями?

— Коллекцией западноевропейского искусства в нашей галерее долгое время никто последовательно не занимался. Когда в 1966 году произведения передавали из художественного отдела краеведческого музея им. В. К. Арсеньева в только что созданную картинную галерею, многие шли с пометкой «копия». При этом в первичных документах, свидетельствующих о передаче их музею в 1930 году, те же произведения указывались как подлинные. Таким образом, накопилось огромное количество вопросов, пока нам удалось разобраться только с некоторыми из них.

 

— Какие из считавшихся копиями картин казались подлинными?

— Например, замечательная картина итальянского живописца, представителя неаполитанской школы Луки Джордано «Аврора». Совсем недавно Наталья Левданская, заместитель директора по научной работе, во время очередной стажировки в Государственном Эрмитаже смогла установить, что у нас — подлинник.

Другая картина — «Изгнание из рая» Якопо Пальма Младшего, живописца Позднего Возрождения. Она не экспонировалась 50 лет, хранилась в фондах. К 50-летию реставрационной мастерской мы решили восстановить картину и показать ее публике. В процессе работы и реставраторы, и научные сотрудники не раз задавались вопросом: «Правда ли, что это копия?», ведь вещь прекраснейшего качества. Начали поднимать документы и выяснили, что из музея Арсеньева к нам она поступила как копия, но в сам музей Арсеньева из Музея изящных искусств (сейчас Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина — «ПГ») — как оригинал.

И вот недавно, во время очередной командировки в Москву я выяснила, что в Музей изящных искусств картина попала после расформирования Румянцевского музея, а в него — из собрания Василия Горшанова, украшением которой была. Официальные бумаги подтверждают, что сейчас «Изгнание из рая» находится в Приморской государственной картинной галерее. Это стало последним аргументом в пользу того, что у нас действительно оригинал.

— Какие еще картины, мало знакомые публике, вы планируете показать?

— Во вторник, 27 июня, у нас будет вернисаж одного произведения: в постоянной экспозиции русского искусства впервые появится работа художника Алексея Корзухина «Портрет императора Александра III». В начале ХХ века она хранилась в Павловском дворце, а еще до этого, согласно некоторым источникам, в Гатчинском.

Портрет просто замечательный: потрясающая живопись, великолепная сохранность. Впервые широкой публике его представили на выставке в Третьяковской галерее в проекте «Золотая карта России» осенью 2016 года. Наша коллекция заслужила тогда много восторженных отзывов, среди которых был и такой: «Дивная выставка, а каков у вас Корзухин!». Мы и сами раньше, конечно, знали о художественной ценности портрета императора, просто только сейчас у галереи появилась возможность «одеть» его в достойную раму.

— А что-нибудь не из собрания Приморской картинной галереи будет?

— Конечно. В среду, 28 июня, у нас открывается международная выставка «Альбин Бруновски и его ученики. Словацкая графика XX века». Альбин Бруновски — один из интереснейших словацких художников, чье творчество повлияло не на одно последующее поколение графиков и книжных иллюстраторов, в том числе и в нашей стране. В свое время он был преподавателем Братиславской высшей школы изобразительных искусств и дизайнером последней серии банкнот чехословацкой кроны. Сегодня Альбин считается одним из лучших словацких художников XX века.

— В рамках сотрудничества с Государственным Эрмитажем что-нибудь планируется представить?

— Представим выставку одного шедевра «Прикосновение к античности». В этом году Эрмитаж предоставил  нам новый уникальный предмет — вазу со сценой жертвоприношения мастера Дария. Она принадлежит богатейшей коллекции античных ваз Государственного Эрмитажа. У нас в галерее искусство античности не представлено, поэтому выбор пал на такой памятник. Через вазопись можно увидеть очень многое: узнать, как одевались, во что верили, на чем передвигались люди, жившие двадцать пять веков назад на Апеннинском полуострове. Так, на этой вазе изображены различные сцены из мифологии, боги и герои.

— Какие-то творческие встречи, семинары — мероприятия, подразумевающие живое общение — будут?

— В среду, 28 июня, мы организуем творческий вечер Валерия Михайловича Маркова — доктора искусствоведения, специалиста по корейскому искусству. Одно время Валерий Михайлович работал в галерее. В честь своего юбилея он дарит галерее 500 изданий из своей личной библиотеки. На вечере он расскажет о своих актуальных исследованиях, ответит на вопросы присутствующих, я думаю, встреча превратится в живой диалог. Там же будет подписан договор дарения книг. Обо всем, что еще ждет гостей вечера, рассказывать не буду, но скажу, что предусмотрено много приятных для посетителей сюрпризов.

— А какое событие вы назвали бы самым важным в стартовавшей Неделе премьер?

— Все события важные, но знаковым, на мой взгляд, можно назвать событие, которое мы назвали «Зинаида Серебрякова. Обретение». Дело в том, что в 2016 году нам сделали просто бесценный подарок — произведение этой талантливейшей художницы. И вот в четверг, 29 июня, в 16:00 состоится официальная церемония передачи дара.

Конечно, работая в галерее, часто получаешь такие звонки: «У меня есть замечательная картина. Маковский. На ней — девушка в платке. Приезжайте и посмотрите». И ты уже во время разговора вспоминаешь, что оригинал хранится в таком-то музее, потому что вещь довольно известная, но все равно обещаешь посмотреть. А мало ли.… Приезжаешь, и, как правило, на месте оказывается просто печать на холсте. Поэтому и здесь, когда наши замечательные дарители сообщили о своём решении передать картину в галерею, мы сначала засомневались, возможно ли такое? Однако когда хранитель, реставраторы и научные сотрудники ознакомились с работой, все было понятно без лишних слов — это оригинал.

Прежде чем приступать даже к поверхностным реставрационным мероприятиям, необходимо было провести экспертизу. Нам помогли наши коллеги из Третьяковской галереи, за что им огромное спасибо. Когда мы привезли свою картину, нам сразу рассказали, что это за работа. Оказалось, что в галерею попал один из лучших этюдов художницы, на котором изображены две ее дочери, Тата и Катя Серебряковы.

— Почему вы считаете передачу картины знаковым событием?

— Потому, что мы живем в мире, где чаще всего верх берут материальные интересы. Наши дарители запросто могли бы выставить картину на аукцион, и, я уверяю вас, ее тут же забрали бы. Но нет, сыграли ли роль понимание значимости происходящего, любовь к месту, где мы все живем, может быть, к музею, где картину сохранят навсегда, но они решили безвозмездно передать ее галерее. И теперь мы с вами, как и все жители нашей страны, — обладатели этого шедевра.

Работа уже вернулась из Москвы и прошла все необходимые реставрационные мероприятия в нашей мастерской. Краски на ней засветились, ее одели в раму, на которой будет обязательно прикреплена табличка с именами дарителей, жителей Владивостока Александра Клещёва и его супруги Мери Черняховской. С 30-го июня произведение займет достойное место в нашей постоянной экспозиции.

Наталья Шолик

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление