Алексей Тимченко: «Поток зарубежных инвестиций в Приморье будет расти»

12:46 09 августа 2017
1638
0
alt=

Закону «О свободном порте Владивосток» (СПВ) исполнилось два года. Уже более 260 компаний стали резидентами этой особой зоны, из них 19 зарубежных. Большая часть проектов реализуется в Приморском крае. С какими сложностями сталкиваются резиденты, и как новые законы помогут им развиваться и привлекать инвестиции, в интервью «Приморской газете» рассказал председатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Алексей Тимченко.

— Алексей Павлович, закон «О свободном порте Владивосток» существует уже два года. Расскажите, с какими сложностями все еще сталкиваются компании?

— Закон о свободном порте — это так называемый «правовой каркас», то есть нормативно-правовой акт, который определяет «правила игры» бизнеса на территории. Само собой, что он не может решить всех проблем сразу. Например, для производственных проектов сложности начинаются при выборе земельного участка. Чаще всего инвестор ищет участок с уже сформированной инфраструктурой — это и наличие необходимых сетей и объёмов электроэнергии, и расположение поблизости железнодорожных и автомобильных  путей — а таких, к сожалению, недостаточно. Земли в конкретном муниципалитете может вовсе не найтись — ведь есть определенные экологические требования, которые должны соблюдаться, плюс не всегда хватает разрешенных лимитов инженерных сетей и т. д.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются резиденты — это кадровый голод. Руководители предприятий часто говорят о нехватке специалистов рабочих профессий. Это общероссийская проблема — по данным «Деловой России», 87 % российских промышленных предприятий в той или иной степени испытывают нехватку квалифицированных инженерно-технических кадров, так называемых «синих воротничков»...

— Как решаются эти проблемы?

— Административные, организационные сложности я советую обсуждать на общественно-экспертных советах при губернаторе и на Общественном совете при Минвостокразвития. Но сначала, конечно, стоит найти корень проблемы: вероятно, задачу можно решить, просто поменяв сотрудника, который занимается вопросом, либо пересмотрев бизнес-план проекта, либо грамотно проведя переговоры с заинтересованными сторонами.

Что касается кадровой проблемы, то каждое предприятие пытается решать ее по-своему, проводя ярмарки вакансий, сотрудничая с центрами занятости, вузами, техникумами. Крупные заводы готовят кадры для себя, создавая классы и учебные центры на производстве. В свою очередь, у «Деловой России» и Общероссийского народного фронта  есть федеральный проект «Профстажировки». Предприятия оставляют заявки на сайте проекта, их видят студенты, откликаются и устраиваются на практику. Так заводы помогают готовить специалистов, а будущие выпускники повышают свой уровень знаний.

— У резидентов СПВ есть несколько преференций, одна из них — свободная таможенная зона, которая позволяет ввозить товары на льготных условиях. За два года лишь один резидент воспользовался этим предложением. Как вы считаете, почему?

— Насколько я информирован, главные претензии резидентов связаны с процессом создания так называемой «свободной таможенной зоны» — она требует больших вложений. Для открытия зоны нужно оборудовать твердое покрытие, установить забор, видеонаблюдение в режиме онлайн и так далее. В общем, нужны серьезные капвложения.

Возможно, стоит откорректировать законодательство, чтобы резидент получал право использовать эту «свободную зону» при меньших затратах.

— Как вы относитесь к предложению Минвостокразвития ввести для резидентов СПВ единый налог вместо действующих налогов на прибыль и имущество? Необходимо ли это резидентам и что для них изменится?

— В принципе, идея единого налога хороша. Удобство есть с точки зрения администрирования — меньше работы бухгалтерии, потому что расчет налоговой базы станет проще. Это приведет к сокращению издержек, высвободятся средства, которые могут быть реинвестированы в развитие бизнеса. Единый налог, мне кажется, подойдет малому и среднему бизнесу. Однако не стоит забывать об НДС, поскольку, как я понимаю, в данном предложении единый налог не освобождает от его уплаты. Поэтому тут надо учитывать, что налогооблагаемая база у разных видов деятельности разная, надо смотреть на статистику такого налогообложения для разных видов бизнеса, и уже из этого судить об эффективности.

По словам председателя Приморского регионального отделения «Деловой России», упрощенный визовый режим поможет привлечь зарубежных инвесторов

— Заметила, что за два года всего 19 компаний с зарубежными инвестициями стали резидентами СПВ. Упрощенный визовый режим, который начнет действовать с 1 августа, поможет привлечь в край зарубежные инвестиции?

— Конечно, упрощенный режим — это огромный плюс. Простота посещения Владивостока будет способствовать приезду в край новых инвесторов, которые будут серьезнее подходить к вопросу вложения средств и, возможно, пополнят число резидентов СПВ.

Переход на электронную визу упростит процесс изучения и знакомства иностранцев с Приморьем. Поэтому я убежден, что поток зарубежных инвестиций увеличится. Иностранным инвесторам будет проще ездить делегациями, посещать специальные экскурсии. Можно будет договориться о встрече по переписке, пригласить партнеров на пару дней и обсудить будущий проект в неформальной обстановке.

На мой взгляд, эта инициатива нуждается в дополнении — введении эффективной системы работы с въездными туристами, что поможет существенно усилить позитивный эффект «открытия границы» для экономики нашего региона.

— Можно ли выделить направления, которые сейчас особенно интересны иностранным инвесторам?

— Насколько я знаю, иностранцев привлекают морепродукты, они готовы покупать их в большом количестве. Сейчас пошел новый тренд — появляются морские фермы по выращиванию в бухтах моллюсков. Создание таких предприятий может быть интересно нашим зарубежным коллегам. Иностранцы могут стать резидентами особых зон, производить продукцию и отправлять в свою страну.

Отмечу, что на экспорт своей продукции могут рассчитывать компании, которые выходят на рынок с проектами в сферах рыбопереработки, марикультуры и сельского хозяйства. Эта продукция будет интересна многим странам АТР, помимо Китая и Южной Кореи, с которыми работа уже активно идет, и таким странам, как Индия, Вьетнам, Индонезия или Бангладеш. Соответственно, предприниматели из этих стран и могут стать инвесторами.

— Алексей Павлович, мы говорили о госльготах, которые помогают компаниям работать. Но ведь и компании могут помочь государству, я сейчас имею в виду сотрудничество в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Такой альянс власти и частного бизнеса подходит для реализации общественно значимых проектов в крае?

— Конечно, такой формат работы сейчас популярен в Приморье, как и во всей стране. Он может использоваться в разных сферах: строительстве, медицине, даже информационных технологиях. В работе находятся такие проекты, как автопоезд «Забота», Центр ядерной медицины.

Проект международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» также планируют развивать с учетом данного формата. Развитие транспортной сети важно и для государства, и для бизнеса — как создание логистического маршрута для сбыта продукции. В такой ситуации некоторые участки дороги можно строить в формате ГЧП.

— Недавно депутаты Госдумы предложили расширить возможности для работы в формате ГЧП и признать IT-системы и дата-центры объектами партнерства. Заинтересуется ли бизнес?

— Это привлекательное направление. Тем более что развитие у нас в стране экономики нового типа – цифровой, или как ее еще принято сегодня называть, электронной, является безусловным приоритетом для нашего региона как центра международного сотрудничества в АТР. Хотя если говорить про IT-системы как объекты ГЧП, то я, к сожалению, пока не знаю ни одного большого дата-центра в Приморском крае.

Я был в дата-центре Сингапура как раз в то время, когда сингапурские инвесторы вели переговоры по вхождению во Владивосток. Сравнивая Сингапур и Владивосток, я думаю, что столица Приморья для дата-центров более привлекательный вариант, чем Сингапур. Здесь большую часть времени холодно и не надо постоянно охлаждать оборудование, которое вырабатывает много тепла.

Вообще, создание серьезного IT-бизнеса здесь должно привести к эффекту «Кремниевой долины» — это будет большая площадка, которая объединит международные корпорации и малых предпринимателей, ведь многие прорывные технологии в данной области начинаются как раз со стартапов.

Проекты ГЧП считаются наиболее сложными формами инвестиционных проектов — на них приходится тратить много времени, что часто оборачивается потерей интереса частного партнера. Но перспективы, безусловно, есть.

— Можно ли сказать, что по прошествии двух лет вы оцениваете развитие Свободного порта Владивосток скорее положительно?

— Могу сказать, что мы только в начале непростого пути. Легко не будет: если мы хотим на равных играть с ведущими экономиками АТР, то мы должны быть готовы «держать удар» постоянно. Именно поэтому мы в «Деловой России» системно работаем над тем, чтобы в стране и крае создавалась честная, конкурентная и эффективная экономика. Это и кадры, и условия для бизнеса, и возможности привлечения капитала, и разработка технологий, и стартапы, и развитие современных производств.

Те проблемы, с которых мы начали разговор — это так называемые «болезни роста», применительно к реформированию экономики. Если бизнес, власть и общество будут работать сообща над их «лечением», то мы, безусловно, достигнем успеха. Именно так, кстати, было и в «азиатских тиграх» — таких эффективных экономиках, как Республика Корея и Сингапур.

Ксения Курдюкова

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление