Александра Славгородская: «Суда на солнечных батареях — это будущее кораблестроения»

11:54 14 февраля 2017
2256
1
alt=

Потратить на полный чертеж корабля всего полтора месяца вместо двух лет, запатентовать проект нового быстроходного судна, внедрить вертолетные винты в кораблестроение — все это могут студенты Дальневосточного федерального университета. Правда, только под чутким руководством старшего научного сотрудника кафедры кораблестроения, доцента кафедры самолето- и вертолетостроения ДВФУ в Арсеньеве Александры Славгородской. Совместными усилиями она со студентами запатентовала 15 изобретений, большая часть из которых призвана сделать современные суда быстроходными, дешевыми в производстве и экологичными. О том, как изменилось судостроение в крае за последние 30 лет, почему приморских инженеров так ценят за рубежом и кто «ворует» патенты, Александра Славгородская рассказала «Приморской газете».

— Александра Владимировна, как получилось, что занимаясь полжизни авиастроением, вы начали проектировать морские суда?

— По образованию я специалист по прочности, то есть рассчитываю прочность различных материалов. Эти навыки нужны в любой отрасли, неважно, что вы строите — самолеты или корабли. Долгое время я работала преподавателем на кафедре самолето- и вертолетостроения в Арсеньеве, а в 2007 году пришла на кафедру кораблестроения в качестве научного сотрудника. Решила совместить эти две области, потому что поняла: можно внедрить множество уже существующих авиационных разработок в производство судов.

— Что именно можно внедрить?

— Например, винты. Одно из моих изобретений, которое я вместе со студентами запатентовала 3-4 года назад, — это полупогружной винт для кораблей. Его прообраз — обычный вертолетный винт. Инновация в том, что он сделан из нержавейки и намного легче существующих корабельных винтов, которые делают из бронзы, соответственно, его производство будет раз в десять дешевле. Кроме того, винт располагается наполовину в воде, наполовину в воздухе, при движении взбивает воду в пену, за счет чего увеличивается скорость судна на 10–20 км/ч и более. Если начнут строить корабли с такими винтами, они будут дешевле в производстве и быстроходнее.

Студенты-кораблестроители разрабатывают перспективный проект — судно «Пионер-М» на солнечных батареях

— Что нужно, чтобы ваши разработки стали конкретным продуктом, который можно купить?

— Для этих винтов еще не изобрели судно, но мы уже и этим занимаемся. В прошлом году, когда студенты-кораблестроители решили участвовать во всероссийском конкурсе «Я буду строить корабли», я вместе с ними разработала модель нового судна «Пионер-М». Оно небольшое, способно перевозить людей и грузы, например, три-четыре автомобиля, в движение его приводит как раз полупогружной винт. Разумеется, пока судно существует только в качестве проекта. Опытного образца нет и неизвестно, когда он появится.

— Почему вы не можете его построить?

— Нет финансирования. Чтобы создать такое судно, нужно 1,5-2 миллиона рублей и 25 человек сотрудников, пока никто таких денег нам со студентами не выделял. Поэтому мы и участвовали в конкурсе: именно это судно я предлагала Севастопольскому государственному университету (СевГУ) взять за основу, и если бы мы победили, то наш проект воплотили бы в жизнь. Дело в том, что СевГУ проводил конкурс, для того чтобы получить от студентов-судостроителей со всей России идеи, а потом на их основе создать совершенно новое научное судно, которое будет на базе университета выполнять различные функции. К сожалению, наш проект «Пионер-М» не утвердили, потому что он не отвечал всем требованиям. Хотя это очень перспективная идея.

— В чем именно перспективность? Смогло бы это судно в будущем ходить по Амурскому заливу и перевозить приморцев?

— Конечно. Такая мечта у меня есть, и я уверена, что мои идеи воплотят в жизнь, пусть не я, но мои студенты. А перспективность в том, что если такие суда гораздо быстроходнее, сократится время пути. Соответственно, и расход топлива будет меньше, а это тоже экономия. Кроме того, мы уже думаем над тем, как на «Пионер-М» установить солнечные батареи, тогда топлива в разы меньше будут использовать, так что меньше будет выхлоп, что для экологии тоже хорошо.

— Вы упомянули солнечные батареи. Насколько я знаю, с ними вы уже работали во время «Солнечной регаты» во Владивостоке в прошлом году. Их действительно можно использовать на судах?

— Да, и это очень эффективно. Нам солнечные батареи предоставили спонсоры регаты. Несколько дней мы их изучали, испытывали на небольшой лодке в бассейне, выяснили, что они заряжаются всего за несколько часов. В день самой регаты солнце светило только один час, а во время заезда был ветер, тучи, дождь, но при этом наша лодка плыла! Накопленной за этот час энергии хватило на то, чтобы небольшой катер вместе с капитаном, который, кстати, весил почти 90 кг, проплыл пять километров. При этом сами батареи очень прочные: нам их дали протестировать, и в процессе мы по ним даже ходили, но они все выдержали. Я считаю, что это одно из самых перспективных направлений — использовать солнечную энергию в судоходстве.

— Не хотите запатентовать новый тип судна, уже на основе солнечных батарей?

— Возможно, в будущем, если энтузиазма хватит. Пока только на нем все наши со студентами разработки и держатся.

Из 15 патентов, которые у нас есть (а это и винты, и суда, и отдельные составные части кораблей), ни один не удалось внедрить в производство просто потому, что нет финансирования на это, а университеты на себя такую нагрузку не берут. Кроме того, многие патенты у нас просто «воруют», в кавычках, потому что юридически все делают правильно, так что по факту это больше похоже на копирование, но сути это не меняет.

— Можете привести пример? 

— Несколько лет назад мы со студентами придумали винт, у которого на лопастях дырочки, он тоже считается быстроходным. Запатентовали этот винт как гребной, для судов, но нигде не засветили, скажем так, не внедрили. Через год узнали, что японцы изобрели якобы точно такой же винт с дырочками, только запатентовали его как авиационный и даже сделали модель вертолета на его основе, выиграв соревнования на международном авиасалоне. Идея точно такая же, только применили ее в другой отрасли. Вот пример того, как нужно внедрять свою разработку.

— В Приморье всегда были такие проблемы с внедрением новинок судостроения?

— Нет, конечно. 25–30 лет назад, когда я занималась научной работой в Дальрыбвтузе, студенты кафедры промрыболовства свои разработки тут же исполняли, а затем внедряли их на судах и плавбазах. Это были модели реальных конвейеров, конвейерных линий, закаточных баночных машин. А у моих студентов сегодня нет возможности встать за станки и сделать детали, которые они придумали.

— А как тогда они учатся, развиваются? Как строят корабли?

— Все на компьютере. С этим повезло больше. Сейчас техническая база лучше, но только в плане программного обеспечения. Например, все мои студенты знают и умеют работать в программах AutoCAD (Автокад — двух- и трехмерная система автоматизированного проектирования и черчения — «ПГ») и SolidWorks (Солидворкс — программный комплекс для автоматизации работ промышленного предприятия на этапах конструкторской и технологической подготовки производства. Обеспечивает разработку изделий любой степени сложности и назначения — «ПГ»).

Теперь не нужно от руки делать чертеж судна, на который уходит около двух лет. Можно сделать трехмерную модель в программе  — на это студент тратит в среднем полтора месяца. А вот построить реальное судно или его какую-то часть нельзя: просто негде.

— Получается, сейчас в Приморье студенты-кораблестроители уже не те?

— Еще как те! Их в Южной Корее и Китае ждут не дождутся. Это парадокс, но приморских студентов-инженеров везде очень ценят, они действительно умнее. Сама не знаю почему. Может оттого, что голь на выдумки хитра (смеется). Несколько моих студентов с кафедры кораблестроения уже живут и работают в Южной Корее, но регулярно звонят мне и спрашивают, кого я еще могу порекомендовать.

— Вы не оставите попытки построить свое инновационное судно?

— Нет. Будем и дальше изобретать, разрабатывать, пытаться внедрить солнечные батареи в судостроение. Возможно, мой лучший проект еще впереди.

Комментарии

Не толерантный

23 сентября 2017, 16:33
под чутким руководством старшего научного сотрудника кафедры кораблестроения, доцента кафедры самолето- и вертолетостроения ДВФУ в Арсеньеве Александры Славгородской В СССР была уже попытка скрестить ужа с ежом в ЦКБ им. Р. Алеексеева и в результате получили дерьмо. Теперь очередные .... на Дальнем Востоке пытаются изобрести велосипед. Прочтя данный текст я лично могу спать спокойно, эти .... ровным счетом ничего хорошего не придумают ибо мозгов у них нет. Полупогружной винт запатентовали еще в середине 50 годов прошлого века и успешно применяют с тех пор. Более того во Владивостоке было построено несколько кораблей с таким типом винтов и они сейчас успешно служат в ВМФ и Погранслужбе ФСБ РФ. Но видимо этот "доцент" не умеет пользоваться научной литературой и ей неведомы достижения в судостроении. Гребные винты из нержавейки тоже имеют почти полувековую историю, но как видим эти "ученые" опять изобрели их. Ну а солнечные батареи на судах применять стали с 80 годов прошлого века. Подводя итог, скажу лишь одно. ДВФУ нужно закрывать, это учреждение не относится к учебному. Это банальные шарлатаны с нулевыми знаниями. Это позор на головы выпускников Великого ПОЛИТЕНА.

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление