Алексей Барандыч: «Используем эффективные методы работы»

18:04 01 июня 2021
6184
0
alt=

История создания в Приморье уголовно-исполнительной инспекции берет свое начало в 1919 году. В то непростое для нашей страны время Народный комиссариат юстиции РСФСР поручает организовать в губерниях Бюро принудительных работ. Так и появился единый орган контроля за осужденными, чье наказание не связано с лишением свободы, сообщает «Приморская газета».

Уже в декабре 1919-го в качестве санкций за нарушение Декрета «О проведении национализации банка» предусматривается не только заключение в тюрьму, но и «отправка на принудительные работы».

На сотрудников Бюро принудительных работ были возложены задачи по учету поступающих к ним лиц, предоставлению в распределительные комиссии ходатайств о досрочном освобождении, а также инструктировании городских и сельских советов о проведении исправительно-трудовых работ.

В настоящее время в структуре уголовно-исправительной ситемы функционируют два вида  учреждений, исполняющих наказания, альтернативные лишению свободы: уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) и исправительные центры. Кроме того, сотрудники инспекций осуществляют  контроль за подозреваемыми и обвиняемыми, в отношении которых избраны меры пресечения в виде домашнего ареста, залога, запрета определенных действий.

ОНИ СРЕДИ НАС

Ежегодно по учетам УИИ проходит более 16 тысяч осужденных, в том числе более 300 несовершеннолетних. Деятельность инспекторов включает в себя не только исполнение судебных решений, но и применение современных технических средств контроля, а также методов воспитательного воздействия и психологического сопровождения, содействие в получении социальной помощи. Подробнее о непростой работе инспекторов «Приморской газете» рассказали начальник отдела по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (ОКИН) ГУФСИН России по Приморскому краю, полковник внутренней службы Алексей Барандыч и заместитель начальника этого же отдела, подполковник внутренней службы Елена Лушкина. 

Наша работа кардинально отличается от той, что принята в системе исполнения наказаний, включая даже ту, что ведется в исправительном центре. Ведь адаптация наших подопечных (осужденных) проходит в обществе. Поэтому нужно предотвратить нарушение ими сложившихся устоев и помочь социально адаптироваться. Не менее важной задачей является трудоустройство осужденных. Потому что если они имеют законные средства к существованию, то и на повторное совершение преступления их уже не тянет. Пусть и не всех.

Алексей Барандыч

начальник ОКИН ГУФСИН РФ по Приморскому краю

Елена Лушкина: — Хотелось бы отметить, что осужденные, которые не содержатся в местах лишения свободы, тем не менее отбывают наказание. Контроль за надлежащим исполнением осужденными вынесенного приговора осуществляют наши инспектора. В приговоре указаны ограничения и запреты, которые возлагаются на осужденного и которые он должен исполнять в течение установленного приговором срока. Ведь осужденного не просто так оставили на свободе, а дали возможность в течение установленного срока доказать свое исправление. 

— И как осужденный может это доказать?

Е. Л.: — Основные требования: соблюдать ограничения и запреты, установленные судом (не менять место жительства и являться на регистрацию), встать на путь исправления, а именно: трудоустроиться, продолжить обучение, пройти лечение от наркомании (алкоголизма), а главное, раскаяться в содеянном и не допускать подобного впредь. 

Причем регистрация — это не просто отметка, как некоторые думают, а целый ряд профилактических мероприятий, направленный на установку у осужденного законопослушного поведения. На первой такой встрече инспектор выясняет, какие причины послужили совершению преступления, и уже по окончании первой беседы планирует в дальнейшем проведение с осужденным профилактических мероприятий. Контроль за поведением осужденного включает также проверки по месту жительства своего подопечного, в ходе которых проводятся беседы с его родственниками и соседями. Если выясняется, что осужденный не работает, на инспектора возлагается обязанность, в целях контроля, помочь осужденному трудоустроиться, найти свое место в жизни.

Елена Лушкина

заместитель начальника ОКИН ГУФСИН РФ по Приморскому краю

— Что совершили люди, которым суд разрешил остаться на воле?

А. Б.: — Наказания, не связанные с лишением свободы, применяются к лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести. Но чтобы у осужденного не сложилось ложного впечатления, что он сможет и впредь отделываться лишь условными наказаниями, инспектор и проводит работу, направленную на предупреждение повторного правонарушения. Если же подопечный склонен к рецидиву, то ему уделяется более пристальное внимание.

— Насколько эффективен такой метод работы с осужденными?

А. Б.: — Приведу цифры: из 16 тысяч человек, с которыми мы работали в прошлом году, лишь 806 осужденным (или 4,8%) было заменено наказание на лишение свободы. С начала этого года у нас на учете состоит около 8 тысяч человек.

— Сколько человек с ними работает? 

Инспекторы выехали на дом к осужденному
Фото — пресс-служба ГУФСИН РФ по Приморью

А. Б.: — Штатная структура УИИ Приморского края — 230 человек. В каждом муниципальном образовании у нас есть филиал. Всего их 33, плюс отдел исполнения наказаний, который курирует один из районов Владивостока. В среднем каждый сотрудник ведет 50-80 личных дел. Нагрузка большая, поэтому приходится отдавать работе и личное время тоже. К примеру, осужденный работает на заводе, следовательно, в течение рабочего дня его дома не застать. Значит, инспектору придется к нему прийти либо после работы, либо в выходные дни.

— Кстати, о работе: как вы ее находите для своих подопечных? Ведь далеко не каждый работодатель захочет принять такого сотрудника…

А. Б.: — У нас есть соглашение с Центром занятости. Они предоставляют нам список вакансий. И если осужденный должен возместить ущерб, он обязательно будет направлен на работу, чтобы у него был источник финансирования для такого возмещения. На сегодняшний день сумма, которую должны возместить осужденные (заключенные) по решению суда, превышает 900 млн рублей.

РЕАБИЛИТАЦИЯ БЫВАЕТ РАЗНОЙ

— Как вы работаете с несовершеннолетними? 

Регистрация — важный элемент работы инспекторов 
Фото — пресс-служба ГУФСИН РФ по Приморью

А. Б.: — Так же, как и с остальными осужденными, только дополнительно подключаем законных представителей ребенка. Также с несовершеннолетними обязательно работает психолог. Обязательно обеспечиваем подросткам занятость в летнее время. Также нацеливаем их на работу с волонтерами. Это очень эффективный метод, когда ребенок из неблагополучной среды попадает в нормальную, то он достаточно быстро адаптируется в обществе. Привлекаем сдавать нормы ГТО. Добровольно, конечно.

— В начале беседы вы упомянули, что в структуре УИС два вида учреждений. Расскажите про исправительные центры. 

Будни инспекторов УИС
Фото — пресс-служба ГУФСИН РФ по Приморью

Е. Л.: — Они предназначены для лиц, которым в качестве наказания назначены принудительные работы. Те самые, которыми в начале прошлого века ведало Бюро принудительных работ. Такой вид наказания создан для исправления осужденных трудом. Сейчас в Уссурийском Исправительном центре находится 179 осужденных. Они проживают в общежитии на территории Центра, а на работу выходят самостоятельно в город. 

Еще один участок исправцентра мы открыли в Ливадии. Там на предприятии работает 71 осужденный. Есть планы открыть еще несколько участков. Это востребованный вид наказания. Дело в том, что те, кто проживают дома — мы их не видим и не знаем, чем они заняты в свободное время. А в ИЦ мы контролируем каждый шаг осужденных. Им запрещено употребление алкоголя и запрещенных веществ. Они не могут хранить запрещенные предметы. И так далее. По тем гражданам, которые признаются злостными нарушителями порядка и условий отбывания наказания (на самом деле это всего лишь три нарушения в течение года — прим. Ред.), а равно и признанными уклоняющимися от отбывания наказания, материалы передаются в суд, и им заменяется наказание на лишение свободы. Основная категория — освобожденные из мест лишения свободы по 80-й статье Уголовного кодекса (неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания).

— Что дает самим заключенным нахождение в ИЦ?

А. Б.: — Трудоустройство, социальную адаптацию. И, как правило, осужденные после освобождения остаются работать на том предприятии, на котором были привлечены к принудительным работам. Причем зарплаты у них очень хорошие: дорожный рабочий получает 50 тысяч рублей, экскаваторщик — 90 тысяч. Более 50 предприятий в Уссурийске принимают на работу осужденных. И мы стараемся найти для них самую высокооплачиваемую работу. Ведь высокий заработок — это гарантия не только социальной адаптации, но и выплат по нанесенному ущербу, а также в доход государства по  приговору суда. И в последнем случае удержание составляет от 5% до 20%. Отмечу, что только в 2020 году в доход государства было отчислений более трех миллионов рублей. 

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление