50 мгновений войны: идём на север!

11:09 08 мая 2016
1527
0
alt=

В 1942 году группа кораблей Тихоокеанского флота во главе с лидером эскадренных миноносцев «Баку»  совершила длительный переход на новое место службы. «Баку» был построен в Комсомольске-на-Амуре, достраивался во Владивостоке. 6 мая 1940 года в присутствии командующего флотом вице-адмирала Ивана Юмашева, секретаря Приморского крайкома Николая Пегова над кораблём был поднят флаг ВМФ. До начала войны жизнь на корабле текла в обычном ритме: учения, походы, стрельбы, текущий ремонт, сообщает «Приморская газета».

Из воспоминаний старшины мотористов Краснознамённого лидера эсминцев «Баку» Льва Лейбина:

«Воскресенье 22 июня 1941 года началось обычно. Те, кому посчастливилось, готовились к увольнению на берег. Погода стояла отличная. Когда уволняющиеся построились на юте и им уже были розданы увольнительные, к дежурному офицеру вдруг подбежал рассыльный и что-то взволнованно доложил. Офицер нахмурился и неожиданно резко скомандовал: «Сдать увольнительные! Разойдись!» Это озадачило всех присутствующих.

Только что разошёлся строй, как на юте появился командир корабля Беляев и бывший в то время комиссаром Музалевский. Горнист заиграл «большой сбор» и через две-три минуты весь личный состав корабля построился на юте.

«Баку» перед отправкой на север

В глубоком молчании моряки выслушали сообщение комиссара о нападении на нашу Родину немецко-фашистских захватчиков и сразу же по радио стали передавать заявление Председателя Совета Народных комиссаров».

Всю осень и зиму 1941-42 гг. «Баку» и весь Первый дивизион миноносцев базировался в заливе Восток (12 км от Находки) и корабли ежедневно выходили в море с боевыми задачами: траление, обеспечение безопасности гражданских кораблей.

Весной 1942 года «Баку» завели в док и начался ремонт. Сначала экипаж посчитал, что это обычные текущие работы на потрёпанном штормовым морем корабле, но позже выяснилось, что это далеко не так. Корпус корабля был усилен дополнительной деревянной обшивкой, которую сверху покрыли листами стали. Это сооружение моряки прозвали «шубой» и сначала отнеслись к нему скептически, ведь эта одёжка испортила аккуратные и плавные линии корабля, но позже, во время перехода, оценили дополнительную защиту, когда корабль оказался во льдах.

Помимо этого, было усилено вооружение корабля. Дополнительно установили 36-мм полуавтоматические зенитные пушки.

15 июля 1942 года на корабль прибыл командующий флотом адмирал Юмашев. Экипажу корабля было объявлено, что корабль войдёт в состав экспедиции особого назначения 18, целью которой является переход в Мурманск. В состав экспедиции, помимо «Баку», вошли эсминцы «Разумный», «Разъярённый» и «Ревностный».

Дивизион миноносцев вышел в поход вечером 15 июля под флагом контр-адмирала Обухова.

С первой проблемой дивизион столкнулся при прохождении Татарского пролива, когда получил повреждения эсминец «Ревностный», который не смог следовать дальше и встал на ремонт.

Затем, при проходе первого Курильского пролива, была сыграна боевая тревога — на горизонте были замечены японские военные корабли. Корабли прошли пролив с готовыми к бою орудиями.

В бухте Провидения к боевым кораблям присоединились транспорт «Волга» и ледокол «Микоян».

«Распрощавшись с гостеприимным населением посёлка Певек, наша экспедиция двинулась к проливу Беринга. Нас долго провожали байдары, в которых сидели чукчи целыми семьями», — вспоминал Лев Лейбин.

Скоро корабли столкнулись с первыми льдинами, а затем и с ледяными полями. Вскоре караван начали затирать льды. Корпуса скрипели, тяжёлый ледокол не мог справиться со льдом, не желающим ломаться под тяжестью «Микояна», который просто скатывался с него обратно на воду, не в силах проломить своим весом. Транспорт «Волга» отнесло другим ледяным полем в сторону, но через некоторое время принесло обратно. Через тринадцать суток ветер сменился, ледяное поле начало относить в море, и ледокол снова смог выполнять свои функции, после чего караван двинулся дальше. Следующей точкой был порт Диксон, который за несколько дней до прибытия кораблей ТОФ был обстрелян немецким «карманным» линкором «Граф Шеер». Здесь моряки почувствовали, что они вошли в зону боевых действий.

Отдохнув несколько дней и подготовив корабли к дальнейшему пути, экспедиция вышла в последний переход  Диксон — Мурманск. И вот, спустя три месяца после начала перехода, 15 октября 1942 года, корабли бросили якоря в бухте Ваенга Кольского залива. Пройдя за это время два океана и семь морей, миноносцы вошли в состав действующего Северного флота.

За время службы множество моряков–тихоокеанцев было награждено орденами и медалями, а лидер «Баку» был награждён орденом Боевого Красного знамени.

Глеб Ильинский

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление