Ученая степень: новые образовательные стандарты и пересмотр статуса аспирантуры

Сергей Иншаков

Об изменениях системы образования в вузах и порядке присуждения ученых степеней рассказал проректор по научной работе и инновационным технологиям Приморской государственной сельскохозяйственной академии Сергей Иншаков.

Проректор по научной работе и инновационным технологиям Приморской государственной сельскохозяйственной академии

Источник: http://primgazeta.ru/blogs/sergey-inshakov
© primgazeta.ru
 
 
Проректор по научной работе и инновационным технологиям Приморской государственной сельскохозяйственной академии

Источник: http://primgazeta.ru/blogs/sergey-inshakov
© primgazeta.ru

Жители Российской Федерации, работающие или имеющие какое-нибудь отношение к образовательным организациям, уже привыкли к тому, что нормативная база образовательного процесса постоянно обновляется, последствием чего является необходимость обновления внутренней документации образовательных учреждений. Если сегодня аспирантура позиционируется как третья ступень высшего образования, подразумевающая при успешном окончании выдачу диплома с присвоением квалификации «Педагог-исследователь», то изменение законодательства о присвоении ученых степеней на работе аспирантуры не отражается.

Но Министерством образования и науки дано обещание о пересмотре статуса аспирантуры и введении в действие новых образовательных стандартов по ее образовательным программам. В случае переориентирования целей аспирантуры в сторону подготовки соискателей ученых степеней все может измениться.

Особые результатов от вступления в силу Постановления правительства № 553 от 11 мая 2017 года большинство россиян на себе вряд ли ощутят. Но это приведет к ещё большему разрыву между передовыми и самыми крупными образовательными организациями и небольшими вузами, чаще всего являющимися профильными и расположенными не в центральной части страны.

В последние годы по стране наметилась тенденция сокращения диссертационных советов. По некоторым научным специальностям действительно упал поток претендентов, желающих получить ученую степень, другие диссертационные советы при перерегистрации стали испытывать трудности с обеспеченностью членства своего состава активно работающими в научных направлениях докторами наук, есть также случаи, когда высшая аттестационная комиссия притормаживала выдачу разрешений деятельности советов.

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» сразу давал полномочия самостоятельных действий двум лидирующим вузам: Московскому государственному университету им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету. То, что этот перечень будет продолжен научными и образовательными организациями, которые «…достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров…» — в этом нет ничего нелогичного, в нашем государстве есть много достойных организаций. Но новый перечень не будет большим, так как соответствовать предъявленным требованиям может далеко не каждая научная или образовательная организация.

Скорее всего, быстрее всех в новый перечень войдут образовательные организации высшего образования, относящиеся к категории «федеральный университет». Другим образовательным организациям необходимо будет выполнять не менее двух из таких критериев, как объем затрат на научные исследования и разработки в расчете на одного научно-педагогического работника в год, количество научных публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science в расчете на 100 научно-педагогических работников, а также удельный вес численности обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Для многих образовательных организаций установленные в постановлении правительства планки перечисленных критериев достаточно высоки. Например, планка первого критерия должна быть не менее 1 млн руб.  в год.

Сам критерий сегодня является одним из показателей эффективности деятельности образовательной организации (правда за последние два года он немного видоизменился от «затрат на научные исследования» к «доходам от выполнения научных исследований»). Все образовательные организации ежегодно отчитываются о достижении этого показателя, который имеет, кстати говоря, пороговое значение. ФГБОУ ВО Приморская ГСХА попадает в категорию образовательных организаций, для которых это пороговое значение составляет 70 тыс. руб. Помимо порогового значения определяется также значение медианы, т. е. значение, которого фактически достигла половина учитываемых образовательных организаций. Ежегодное значение медианы в нашем регионе (вузы региона входят в особую категорию) колеблется на отметке 120–150 тыс. руб. Как видно, эти показатели значительно меньше 1 млн руб., а следовательно, образовательных организаций, претендующих на достижение этой суммы, совсем немного. Кстати, чаще всего именно крупные федеральные университеты достигают этого показателя.

Второй из перечисленных критериев соотносит количество научно-педагогических работников и научных публикаций в индексируемых журналах как 1:1. Действительный достигнутый показатель этого критерия многими вузами страны находится на отметке 15–25 публикаций на 100 научно-педагогических работников. При этом для подготовки и размещения требуемых публикаций сегодня имеется ряд методических, организационных и финансовых препятствий, проще всего которые преодолевают опять-таки федеральные университеты.

Также стоит отметить, что большая часть образовательных организаций высшего образования, ранее традиционно ведущих подготовку специалистов, не слишком быстро перестроилась на трехуровневую подготовку, отдав предпочтение программам бакалавриата, а вот программ магистратуры реализуют немного, что соответственно ограничило контингент обучающихся в аспирантуре (так как для поступления в аспирантуру необходимо наличие или диплома специалиста — а их подготовка по многим направлениям уже несколько лет не ведется — или диплома магистра). Во многих вузах удельный вес численности обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры в общей численности приведенного контингента обучающихся сегодня не превышает 10 %, а для соответствия установленному постановлением правительства критерию этот показатель должен быть более 20 %. Федеральные университеты, имеющие полномочия по реализации разработанных и утвержденных самостоятельно образовательных стандартов, как правило, без труда достигают порогового значения данного критерия. Таким образом, образовательные организации, отнесенные к категории федеральных университетов, уже автоматически выполняют требования, являющиеся слабодостижимыми для других вузов. Поэтому неудивительно, что в постановлении правительства федеральные университеты упоминаются в отдельном абзаце.

С другой стороны, предлагаемые в постановлении правительства полномочия многим образовательным организациям и не нужны. И сегодня существует практика, когда аспирант или соискатель из любой образовательной организации может предоставить на рассмотрение свою подготовленную научную работу в другую научную или образовательную организацию, при которой действует диссертационный совет по интересующему научному направлению (специальности). На сегодняшний день в ФГБОУ ВО Приморская ГСХА в аспирантуре ведется подготовка по десяти образовательным программам высшего образования, соответствующим десяти научным направленностям и пяти направлениям, при этом в самой Академии уже нет действующих диссертационных советов. При этом соискатели ученых степеней обращаются в диссертационные советы других организаций — чаще всего это ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ (Благовещенск), ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ (Красноярск), ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К. А.Тимирязева (Москва) и другие.

И на сегодняшний день ученая степень присваивается решением диссертационного совета, сформированного на базе научной или образовательной организации. Однако в дальнейшем требуется утверждение высшей аттестационной комиссии. По времени эти события обычно разносятся на 4-8 месяцев. И только после того, как появляется приказ ВАК об утверждении ученой степени, её новый обладатель имеет право обратиться в отдел кадров и расчетный стол своей образовательной или научной организации для начисления ему полагающейся доплаты за ученую степень.

Введение в действие обсуждаемого постановления правительства позволит значительно ускорить процедуру присвоения и утверждения ученой степени, повысив эффективность самого процесса.

Вместе с тем все-таки вызывает сомнение наделение организаций, вошедших в Перечень, полномочиями по утверждению собственной формы дипломов об ученых степенях. Документ о присвоении ученой степени сегодня определяет его статус в обществе, удостоверяет его профессиональную пригодность для работы в научной или образовательной организации, дает право на материальные выплаты. Поэтому было бы  справедливо требовать, чтобы этот документ имел одну на все государство форму, как, например, паспорт гражданина, свидетельство ИНН и многие другие документы.

Опрос

Дата проведения: с 20.07.17 по 27.07.17

Как, по-вашему, стоит решать проблему обманутых дольщиков в Приморье?

Эти люди — жертвы мошенников, власти должны помогать им во всем;

30 28.6%

«Дольщики», «пайщики» и «инвесторы» сознавали свой риск, пусть теперь судятся;

16 15.2%

Универсального решения нет, каждому случаю — отдельный разбор;

23 21.9%

На уровне Приморья проблему никак не решить, это федеральный вопрос;

14 13.3%

Проблема надуманная, таких дольщиков совсем не много;

0 0%

я сам — обманутый дольщик, почему нас не слышат?!

22 21%
Социальные сети

Где найти «Приморскую газету»

Наверх